Глава 31. Перестройка в СССР (Первый вариант! Не редактировался!)

Вопрос 1. Причины перестройки.

К середине 1980-х гг. СССР находился в состоянии глубокого системного кризиса.

Постепенно увеличивалось отставание советской промышленности от уровня ведущих транснациональных корпораций, росли трудности в разработке и внедрении в производство новейших наукоемких технологий. О серьезных недостатках, накопившихся в научно-производственной сфере, свидетельствует большое число тяжелых производственных аварий и катастроф, произошедших в 1980-е гг., в частности, взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г., гибель АПЛ "Комсомолец" и круизного лайнера "Адмирал Нахимов".

Вопиющие недостатки в строительстве выявило землетрясение в Армении. Несоблюдение норм строительства в сейсмоопасной зоне привело к обрушению зданий и массовой гибели людей.

Крайне низкопродуктивным оставалось советское сельское хозяйство. Несмотря на постоянное внимание властей к аграрному сектору экономики, добиться решительного улучшения обеспечения страны продовольствием не удавалось. Причины слабости советского сельского хозяйства крылись в особенностях колхозно-совхозной системы, не способной создать стимулы к эффективному высокопроизводительному труду. Низкая производительность труда, неэффективность использования материальных и природных ресурсов, характерные для колхозно-совхозной экономики, сводили на нет все усилия властей, направленные на развитие аграрного сектора.

В 1960-80 гг. в СССР, как и в других развитых странах мира, формируется общество потребления, в котором приобретение материальных благ становится важной частью жизни индивида, критерием, по которому определяется его статус в обществе. Запросы населения постоянно возрастали, а советская экономика была не в состоянии их обеспечить. Возник опасный диссонанс между запросами населения и возможностями советской экономики. Рост производства продовольствия в СССР не успевал за ростом потребительских ожиданий населения. Обычным явлением были перебои с поставками отдельных видов товаров, длинные, изматывающие покупателей очереди в магазинах. Советские граждане испытывали трудности с приобретением одежды, обуви, мебели, автомобилей и других товаров. В лексиконе широко бытовало слово "достать", обозначавшее приобретение дефицитного товара посредством личных связей с персоналом торговых организаций.

Нарастали трудности в управлении страной. Управленческие кадры постоянно возрастали, а эффективность управления не повышалась. Медленная ротация кадров, характерная для брежневской эпохи, привела к старению верхушки партийного и государственного аппарата. С конца 1970-х гг., когда резко ухудшилось состояние здоровья Л.И. Брежнева, во главе страны стояли смертельно больные, физически недееспособные люди. Андропов и Черненко, как и Брежнев в свои последние годы, не были способны работать в полную силу из-за чисто физиологических причин. Даже Политбюро осознало, что назначение на пост Генсека после смерти К.У. Черненко нового старца несло реальную опасность потери КПСС авторитета в советском обществе.

К началу 1980-х гг. резко ухудшилось международное положение СССР. Ввод советских войск в Афганистан вызвал громкие протесты мирового сообщества. Ряд капиталистических стран отказались участвовать в Олимпийских играх, проходивших в Москве в 1980 г.

Оставались напряженными отношения с Китаем. Нарастали проблемы в странах Восточной Европы, входивших в социалистический лагерь. Население этих стран начинало демонстрировать недовольство коммунистическими режимами, навязанными им СССР. Острый социально-политический кризис разразился в 1980-81 гг. в Польше. Недовольство поляков политикой Коммунистической партии (польской рабочей партии) вылилось в массовое забастовочное движение, поставившее Польшу на грань выхода из социалистического лагеря. Протестным движением руководил профсоюз "Солидарность", лидером которого стал рабочий Лех Валенса. Руководство польской компартии растерялось перед натиском народного протеста. Советское руководство всерьез опасалось потери Польши, но категорически не желало участия в конфликте с "Солидарностью" советских войск. Стараясь сгладить недовольство польского населения политикой местной компартии и низким уровнем жизни, СССР оказал Польше в 1980-81 гг. крупную экономическую помощь в размере около 10 млрд долларов. Советское руководство поддержало избрание первым секретарем польской рабочей партии генерала В. Ярузельского. Генерал ввел в Польше военное положение. Последовали аресты активистов "Солидарности". Ярузельский сумел на время стабилизировать обстановку в Польше, но недовольство поляков могло вспыхнуть в любой момент.

Чрезвычайно напряженными оставались отношения СССР и Запада. В первой половине 1980-х гг. в Европе разразился чрезвычайно опасный ракетный кризис. В 1983 г. американцы разместили свои новейшие ракеты средней и меньшей дальности в Великобритании, Италии, ФРГ - в большой близости от советских границ. В качестве ответной меры СССР разместил свои новейшие ракеты РСД-20 в Восточной Европе. Возросла опасность полномасштабного конфликта двух сверхдержав. Угроза ядерной войны вызывала большую обеспокоенность мирового сообщества. СССР и США обладали ядерными потенциалами, достаточными для уничтожения всей планеты. В мире зрело понимание необходимости достижения новой разрядки в отношениях между Западом и социалистическими странами, осуществления решительных шагов, направленных на предотвращение глобального ядерного конфликта.

Новый этап в истории советского государства начинается с избрания Генеральным секретарем партии в марте 1985 г. Михаила Сергеевича Горбачева - самого молодого члена Политбюро. М.С. Горбачев родился в 1931 г., происходил из крестьянской семьи, закончил Московский университет по специальности юриспруденция и заочно - .... . С 1970 г. М.С. Горбачев возглавлял Ставропольский край, в 1978-85 гг. занимал должность секретаря ЦК КПСС, курировал сельское хозяйство. Укреплению позиций Горбачева во власти способствовали его хорошие отношения с Ю.В. Андроповым. В отличие от своих предшественников имел хорошее образование, относился к послесталинскому поколению политиков, обладал большим аппаратным опытом, значительным кругозором.

Команду М.С, Горбачева составили относительно молодые специалисты: Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварнадзе, Е.К. Лигачев, А.Н. Яковлев. Став генсеком Горбачев резко усилил ротацию кадров. Через два года ему удалось заменить около 70% членов Политбюро, в основном лиц, достигших преклонного возраста. Ротация способствовала омоложению кадров, смене поколений во власти.

Вопрос 2. Начало преобразований.

Горбачев и его советники осознавали весь груз проблем, доставшихся им от предыдущей эпохи. Ключевой задачей, безусловно, являлось повышение рентабельности советской экономики и уровня жизни населения. При этом, по крайней мере в начале реформ, Горбачев вовсе не помышлял об отказе от социалистической модели, напротив - главную цель он видел в осуществлении модернизации социализма, его приспособлении к изменившимся условиям.

Курс на реформы был объявлен уже на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК. Ключевыми задачами партии пленум назвал совершенствование развитого социализма, ускорение научно-технического прогресса и повышение производительности труда. Термин "ускорение" стал одним из ключевых лозунгов перестройки. Горбачеву удалось добиться одобрения реформ и на XVII съезде КПСС, проходившем в начале 1986 г. Съезд одобрил новую Программу КПСС, одним из ключевых пунктов которой стал отказ от чрезмерной централизации управления экономикой.

Одним из первых мероприятий перестройки стала вызвавшая большой общественный резонанс и неоднозначные оценки антиалкогольная кампания, начавшаяся уже в 1985 г. Проблема алкоголизации населения, довольно остро заявившая о себе еще в 1970-е гг. долгое время оставалась вне зоны пристального внимания партийного руководства. Между тем потребление алкоголя в стране стремительно нарастало. Множилось количество тяжких преступлений, совершенных в состоянии опьянения, падала производительность труда, увеличивалось число прогулов в связи с нетрезвым состоянием работника. Алкоголизм подтачивал советское общество изнутри.

Горбачев выступил со смелым предложением кардинально сократить продажу спиртных напитков: водки и вин. Было принято решение о создании Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, по стране прокатилась волна товарищеских судов над алкоголиками. Антиалкогольные мероприятия Горбачева не нашли понимания не только среди пьющего населения - с серьезными возражениями выступило Министерство финансов и структуры государственного планирования. Они предупреждали о резком сокращении товарооборота и налоговых поступлений в результате падения объемов продажи алкоголя. Поступления от продажи алкоголя составляли немалую часть бюджета страны, недаром его даже называли "пьяным".

Результаты антиалкогольной кампании оцениваются по-разному. С одной стороны, ее осуществление способствовало сокращению потребления алкоголя, совершению ДТП и других преступлений, связанных со злоупотреблением спиртными напитками. С другой стороны, антиалкогольная кампания нанесла колоссальный удар по бюджету. Если малопьющие граждане в результате осуществления антиалкогольных мероприятий сократили потребление спиртных напитков, то алкоголезависимые продолжали пить, перейдя на самогон и суррогаты.

Вопрос 3. Реформы в экономике.

Судьба перестройки зависела, в первую очередь, от успеха преобразований в экономике. В истории экономических реформ эпохи перестройки можно выделить три основных этапа.

Первый этап проходил под лозунгом "ускорения". Реформаторы пытались решить проблемы экономического развития чисто административными мерами. Осенью 1985 г. последовали кардинальные изменения в управлении агропромышленным комплексом. Многочисленные министерства и ведомства, курировавшие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность ликвидировались и создавалось мощное сверхцентрализованное ведомство - Государственный агропромышленный комитет (Госагропром). Предполагалось, что централизация управления сельским хозяйством будет способствовать оперативному принятию решений и улучшению контроля за их исполнением. Но надежды, возлагавшиеся на Госагропром не оправдались - ведомство оказалось слишком неповоротливым и забюрократизированным - эффективность управления сколько-нибудь заметно не повысилась.

Важной составляющей политики "ускорения" стало осуществление мер по повышению трудовой дисциплины, к которым относилась и антиалкогольная кампания.

Серьезной проблемой советской экономики было воровство работников предприятий. Для их обозначения даже выработался неофициальный термин "несуны". В условиях дефицита, когда многие товары отсутствовали в магазинах, воровство с предприятий становилось едва не единственным способом удовлетворения товарного голода. В 1986 г. в СССР развернулась мощная кампания по борьбе с нетрудовыми доходами. Усилился контроль на предприятиях, активизировалась милиция, но сколько-нибудь существенных результатов в борьбе с воровством добиться не удалось.

Для усиления контроля за качеством продукции в 1986 г. была введена государственная приемка (госприемка). Однако введение новых контролирующих органов и увеличение численности их штатов не могли существенно повлиять на повышение качества продукции советской промышленности

Уже в 1986 г. стало очевидно, что одними административными методами добиться ускорения социально-экономического развития не удастся.

На втором этапе реформ основной акцент был сделан на повышение заинтересованности работников и предприятий в результатах хозяйственной деятельности. Стало очевидно, что только экономические стимулы могут способствовать повышению производительности труда и качества продукции. Но переход на экономические формы стимулирования требовал предоставления субъектам производственных отношений большей самостоятельности. Требовалось создать условия для проявления хозяйственной ответственности, творческой инициативы при сохранении фундаментальной основы социалистической экономики - запрета частной собственности на средства производства. Лучше всего этим условиям соответствовала кооперация. Кооперативная собственность понималась как одна из разновидностей социалистической собственности. Она не была частной, поскольку являлась совместной собственностью граждан-учредителей кооператива. Колхозы тоже с юридической точки зрения являлись кооперативами.

С 1987 г. в СССР развернулась мощная кампания по развитию кооперации. Государство осуществило ряд мер по поддержке кооперации. Кооперативы получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать планы своей деятельности. Но кооперативы не оправдали возлагавшихся на них надежд. Развитию кооперации препятствовали бюрократические сложности с оформлением, отсутствие у граждан средств, необходимых для организации производства, закупки оборудования и проч. Большинство кооперативов работало в сфере бытового обслуживания населения или в мелком, фактически мануфактурном производстве, в котором применялся, в основном, ручной труд. Насытить рынок дефицитными товарами кооперативы не смогли.

Развитию экономического стимулирования трудящихся была призвана содействовать и программа развития арендных отношений. Аренда привлекала внимание реформаторов, поскольку ставила работника - арендатора, в условия прямой зависимости от успеха производственной деятельности. При этом, поскольку арендодателем выступало кооперативное хозяйство (например, колхоз) или социалистическое государственное предприятие, не возникало опасности перерождения аренды в капиталистические отношения. Наем рабочей силы арендаторам категорически запрещался.

Арендаторы получали от предприятия оборудование и сырье, выпускали продукцию и, согласно договору с предприятием, расплачивались за аренду (как правило готовой продукцией). Остаток продукции арендаторы, если это не противоречило договору, могли реализовать самостоятельно. Казалось, что арендные отношения могут легче всего привиться в сельском хозяйстве, но на деле даже на селе развитие аренды встретило большие препятствия. Руководители хозяйств не спешили передавать ценное имущество арендаторам, сами арендаторы, стремясь получить наибольшие прибыли, резко увеличив нагрузку на оборудование, что при халатном отношении к его обслуживанию, приводило к его быстрому износу. Арендаторы вызывали неприязнь со стороны остальных работников предприятия, считавших, что они незаслуженно получают сверхвысокие доходы.

Аренда плохо вписывалась в устоявшиеся за многие годы производственные отношения. Многие арендные подразделения существовали только на бумаге – их оформляло руководство предприятий с единственной целью - отчитаться о развитии аренды перед вышестоящим начальством.

Важной вехой в истории перестройки стал принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии (объединении)", значительно расширивший самостоятельность социалистических предприятий. Предприятия переводились на хозрасчет и самофинансирование - обязывались самостоятельно поддерживать рентабельность, выделять средства в фонд социального развития, на развитие производства, другие нужды. Государство больше не отвечало по обязательствам предприятия. Предприятие получило право самостоятельно планировать свою деятельность, хотя государственные заказы оставались обязательными для включения в план. Заработная плата работника приводилась в соответствие с результатами труда и не ограничивалась в максимальных размерах. Однако, фактически, самостоятельность предприятий оставалась неполной - цены на продукцию продолжали регулироваться централизованно и определялись государственными органами.

Расширение самостоятельности субъектов экономической деятельности, с одной стороны, не дало немедленного эффекта, а с другой, способствовало быстрой деградации сложившейся за десятилетия советской власти командно-административной системы управления. Возникло опасное положение, когда новые механизмы самоорганизации экономики, на которые делали ставку реформаторы, еще не сложились, а старая, привычная система управления перестала работать. В результате последовали серьезные производственные сбои, ухудшилось снабжение населения продовольствием и непродовольственными товарами, что способствовало росту недовольства населения и развитию острого внутриполитического кризиса.

На третьем этапе экономических реформ наметился отказ от плановой экономики в пользу рыночной. Попытки модернизации социалистической экономики, предпринятые на предыдущих этапах, не принесли успеха, но привели народнохозяйственный комплекс страны в неустойчивое состояние. В руководстве КПСС множились разногласия вокруг вопроса о правильности курса перестройки, росли настроения растерянности. Власти постепенно теряли контроль над процессами, запущенными в ходе преобразований, теряли нити управления страной.

Обращение к опыту Запада подсказывало путь к развитию в СССР рыночных отношений. Летом 1990 г. вышло постановление Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике" официально подтвердившее отказ от плановой командно-административной экономики прежних лет. Начались бурные дискуссии о путях перехода к рынку. Специалисты предложили несколько проектов перехода к рыночным отношениям, среди которых наибольшую известность получили "Основные направления", разработанные под руководством заместителя председателя правительства Л.И. Абалкина, и программа "500 дней", предложенная С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Обе программы предусматривали приватизацию - передачу государственной собственности в частные руки, реформу ценообразования - отказ от всеохватывающего государственного регулирования цен, создание конкурентной рыночной среды. Верховный Совет принял проект Абалкина, но он так и не был осуществлен - помешали политический кризис и последовавший за ним распад СССР.

К началу 1991 г. советская экономика находилась в катастрофическом положении. В связи с участившимися сбоями в снабжении вырос дефицит, властям пришлось вводить карточную систему на ряд товаров, включая продовольственные. Многие магазины стояли почти пустыми, население не могло потратить денег, усилился дисбаланс бюджета. В 1991 г. пришедший на смену Н.И. Рыжкову премьер В.С. Павлов осуществил весьма болезненную для населения денежную реформу, заключавшуюся в изъятии и обмене 50 и 100 рублевых купюр. Правительство таким образом пыталось смягчить бюджетный дефицит за счет населения.

Судорожные движения властей уже не могли спасти советскую экономику от полного краха. Экономическая катастрофа повлекла за собой и гибель государства - распад СССР на самостоятельные республики.

Вопрос 4. Внутриполитическое развитие.

Знаковыми символами политических перемен эпохи перестройки стали "демократизация" и "гласность". Программа преобразований, предложенная М.С. Горбачевым встретила широкую поддержку советских граждан. Слова Горбачева о необходимости соблюдения принципов демократии, о необходимости гласности - смягчения цензурных ограничений вызвали горячее сочувствие в рядах интеллигенции. Советское общество начало просыпаться после долгих лет апатии.

Пожалуй, первой темой, обсуждение которой приняло по сути характер общенациональной дискуссии стала экологическая. Советская технократическая модель эксплуатации природных ресурсов привела к резкому ухудшению экологической обстановки в ряде мест принявшее характер экологической катастрофы. Трагедия на Чернобыльской атомной электростанции еще ярче продемонстрировало важность экологической тематики. Особенно острую общественную реакцию вызвал проект переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию для орошения хлопчатников. В условиях некоторого смягчения цензурного контроля в печать начали прорываться резко критические работы, осуждавшие авторов проекта за плохую продуманность проекта, вынесение за скобки экологических последствий такого решения. Борьба экологов завершилась победой - в 1986 г. Центральный Комитет и Совет Министров приняли решение о прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек в Среднюю Азию.

Провал первого этапа экономических преобразований привел М.С. Горбачева к выводу о невозможности экономического прогресса в условиях устаревшей социально-политической системы. Экономике требовалась инициативность, заинтересованность трудящихся в результатах производства, но они были невозможны без определенного уровня политической свободы. На январском пленуме ЦК 1987 г. Горбачев заявил о необходимости скорейшей демократизации общественной жизни, гласности, развитии избирательной системы.

Пропагандируя демократизацию общественной жизни Горбачев не предполагал всех последствий своих действий. Раз начавшись, процесс демократизации принял, помимо желания властей, неконтролируемый и необратимый характер. Ключевым в процессе демократизации стало переосмысление истории Советского государства. Оно началось с разоблачений преступлений сталинского режима, завесу над которыми приоткрыл еще Н.С. Хрущев. Стали набирать популярность призывы обратиться к истинному ленинизму. Но затем процессу переосмысления была подвергнута и деятельность Ленина, стали широко известны доселе тщательно скрывавшиеся эпизоды гражданской войны, представлявшие большевиков далеко не в самом радужном свете. Критика Ленина и ленинизма неизбежно повлекла за собой критику самого советского социалистического строя, спровоцировала крах коммунистической идеологии и подорвала, таким образом, идейную основу советского государства. За короткий срок серьезно изменилось сознание людей, их отношение к действительности, к прошлому, к собственной стране.

Процесс демократизации имел и весьма опасные последствия - открыл дорогу националистической пропаганде, способствовал всплеску межнациональной ненависти и этническим конфликтам на пространстве СССР. С ослаблением имперской идеологии пошатнулось и единство государства.

Пробуксовка экономических реформ, принявшая необратимый характер демократизация общества подталкивали М.С. Горбачева к проведению серьезных политических реформ. Ключевым событием стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся в 1988 г. Конференция приняла резолюцию о курсе на создание правового государства и гражданского общества, на усиление власти Советов.

В том же году Верховный Совет утвердил важные поправки к Конституции, оформлявшие новую политическую систему в СССР центром которой стал Съезд народных депутатов СССР. Первый съезд народных депутатов СССР состоялся в 1989 г. Выборы делегатов не были вполне демократичными - часть из них избиралась общественными организациями, но, тем не менее, он представлял людей с широким спектром мнений по наиболее актуальным политическим вопросам. Съезд проходил в обстановке реального демократизма и плюрализма. Впервые за многие годы в СССР сформировалась оппозиция - Межрегиональная группа во главе с Б.Н. Ельциным, Г.Х. Поповым, А.Д. Сахаровым. Представители Межрегиональной группы выступили с программой широкой демократизации политической и жизни и экономических отношений.

Лавинообразная демократизация стала смертельной угрозой для КПСС, в условиях потери идеологической монополии обреченной на нападки со всех сторон общественно-политического спектра. КПСС давно утеряла боевитость, так характерную для большевиков эпохи революции. Проникнутая духом бюрократизации, она не могла найти сил для борьбы за сохранение своего идейного достояния. Внутри КПСС образовалось движение "демократическая платформа", выступавшее за демократизацию партии, отмену 6 статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, отказ от однопартийной системы. Усилилось внутрипартийное размежевание: консервативно настроенная часть партийного аппарата выступала против продолжения преобразований, а демократы - за углубление реформ. Внутрипартийный раскол способствовал дальнейшему ослаблению КПСС.

Потеря КПСС влияния в обществе, жесткая критика со стороны консервативно настроенной части партии заставили Горбачева сделать новый шаг на пути политической реформы - в марте 1990 г. он был избран первым и единственным за всю историю президентом СССР. Из партийного лидера Горбачев стал лидером государственным. Но сохранить контроль за страной Горбачев не сумел. Политические процессы протекавшие со стремительностью и неотвратимостью ядерной реакции не оставляли ему шанса: страна приближалась к точке, после которой следовал неминуемый взрыв и саморазрушение.

Вопрос 5. Распад СССР.

Первые признаки надвигающейся катастрофы проявились еще в 1988 г., когда разразился межэтнический конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, населенной преимущественно армянами. Отношения между двумя народами никогда не отличались дружественностью. Пока Москва жестко контролировала внутриполитические процессы, армяно-азербайджанский конфликт решительно подавлялся центром. С ослаблением центральной власти, последовавшим за утерей КПСС монополии на идеологию, межэтническое противостояние в Нагорном Карабахе вспыхнуло. В начале 1988 г. областной совет Нагорно-Карабахской автономной области выступил с ходатайством о переходе под юрисдикцию Армении. И, хотя Москва выступила против, армяне Нагорного Карабаха фактически вышли из подчинения Азербайджанской ССР. Конфликт скоро выплеснулся на улицы и принял характер силового противостояния. В январе 1990 г. в Азербайджане произошли армянские погромы. Появились беженцы с обеих сторон. Союзным властям пришлось применить войска для предотвращения новых вспышек насилия.

В 1989 г. кровавые столкновения на этнической почве произошли в целом ряде районов страны: в Ферганском оазисе в Узбекистане, в Сухуми - центре Абхазии, в Цхинвале в Южной Осетии.

Резко активизировалось национальное движение в республиках Прибалтики: Литве, Латвии и Эстонии. Здесь оно приняло характер сепаратистского движения, направленного на выход из состава СССР. В 1990 г. Литва, Эстония и Латвия объявили о независимости.

На фоне роста националистических настроений резкого повышения популярности в РСФСР добился Б.Н. Ельцин. В 1990 г. он был избран Председателем Верховного Совета СССР и поддержал принятие Первым съездом народных депутатов РСФСР декларации о государственном суверенитете России. В июне 1991 г. Ельцин добился избрания президентом РСФСР.

Почувствовав ослабление центральной власти, руководители союзных республик один за другим начали пропаганду идей суверенитета. Однако большая часть населения страны не желала распада государства. На проведенном в марте 1991 г. референдуме по вопросу о сохранении СССР 76% участников голосования высказались за сохранение государственного единства. Правда в голосовании не приняли участие Армения, Грузия, Молдавия и страны Прибалтики, но эти республики не являлись ключевыми и не обладали большим населением.

В тяжелейшей обстановке, когда создалась реальная угроза распада страны, Горбачев выступил с предложением принятия нового союзного договора, надеясь, таким образом, достичь компромисса с региональными элитами. Но надеждам Горбачева не было суждено сбыться.

Распад государства вызвал серьезное беспокойство среди представителей высшей государственной бюрократии. Сторонники решительных мер, направленных на сохранение страны решились на отчаянный шаг - устранение М.С. Горбачева и введение чрезвычайного положения. Они сделали попытку вооруженного захвата власти - путча 19-21 августа 1991 г. Горбачев, находившийся в отпуске на Черноморском побережье, был изолирован заговорщиками от связи с Москвой, в столицу ввели войска. Во главе заговора стояли ближайшие сотрудники президента СССР - вице-президент Г.И. Янаев, министр обороны Д.Т. Язов, председатель правительства В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков и др. Они объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Обязанности президента взял на себя Г.И. Янаев. Однако население, привлеченное обещаниями Ельцина, не поддержало путчистов. Началось противостояние ГКЧП и Ельцина, вылившееся в столкновения у здания правительства РСФСР "Белого дома" между сторонниками Ельцина и войсками. Армия склонялась к лояльности в отношении защитников "Белого дома", так что столкновения привели лишь к единичным жертвам. Поняв, что в условиях отсутствия поддержки населения, шансы на победу отсутствуют и не обладая решительностью и жесткостью для принятия суровых силовых мер, члены ГКЧП капитулировали перед Горбачевым. Президент СССР вернулся в Москву.

Путч окончательно подорвал положение центральной власти, продемонстрировав, что она не пользуется поддержкой населения. Распад страны принял необратимый характер. В августе 1991 г. провозгласили независимость Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан.

Региональные элиты спешили прибрать власть к своим рукам. 8 декабря 1991 г. Президенты РСФСР Б.Н. Ельцин, Украины Л.М. Кравчук и председатель Верховного Совета Республики Беларусь С.С. Шушкевич подписали в резиденции Белая Вежа под Минском "Соглашение о создании Содружества Независимых государств", фактически объявив, таким образом, о прекращении существовании СССР. Затем к беловежским соглашениям присоединилось еще восемь республик. Горбачев не боролся. 25 декабря 1991 г. СССР официально прекратил существование. Государственный символ - красный флаг, был спущен с флагштока в Кремле.