Глава 22. Революционное движение и власть во второй половине XIX в. «Контрреформы» Александра III (1881–1894)

Вопрос 1. Становление народнической идеологии.

С середины XIX в. важную роль в общественно-политической жизни России начинает играть интеллигенция – слой образованных, политически активных людей, преимущественно работников умственного труда и студентов. Среди интеллигенции, особенно ее молодых представителей, быстро распространяются популярные в Европе социалистические идеи. Социализм привлекал молодежь программой построения справедливого общества, основывающегося на принципах свободы, равенства и братства.

Социализм – общественный строй, при котором отсутствует частная собственность на средства производства и, как следствие, невозможна эксплуатация человека человеком. Средства производства – это орудия и предметы, использующиеся в процессе производства материальных благ и услуг: здания производственного назначения, машины и оборудование, сырье, энергия и т. д. При социализме допускаются государственная и коллективная собственность на средства производства и личная собственность на предметы, используемые для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Под социализмом понимается и философское учение, разрабатывающее вопросы теории и практики социалистического строительства. Социалистическое учение не является однородным, в нем выделяется множество направлений, отличающихся подходами к методам и способам построения социалистического общества, например, марксизм, социал-демократизм, анархизм. В России на протяжении второй половины XIX в. ведущим направлением оставалось народничество.

Важнейшую роль в пропаганде социалистических идей среди российской молодежи сыграли талантливые публицисты и писатели А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Герцен из Лондона, где издавал неподцензурные газеты и журналы, нелегально ввозившиеся в Россию, Чернышевский – со страниц российских изданий, своими страстными призывами встать на борьбу за народное счастье привели в революционное движение тысячи молодых людей. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», написанный во время заключения в Петропавловской крепости, на долгие годы стал настольной книгой русских революционеров. Герцен и Чернышевский заложили теоретические основы народничества.

Народническое понимание социализма имело две главные особенности: Во-первых, народники считали базовым элементом социалистического общества крестьянскую общину. Социализм народников, поэтому, принято называть общинным социализмом. Русская крестьянская община строилась на принципах равенства всех мужчин-членов, они поровну наделялись землей, имели равные права на сходе, в общине существовали традиции взаимопомощи, имелся опыт совместного решения хозяйственных дел, требующих общего участия. Следовательно, делали вывод народники, внутри русской общины уже существуют социалистические отношения. Стоит лишь освободить общины от гнета государства и эксплуататоров, и в России естественным образом установится социалистический строй.

Во-вторых, изучая европейский капитализм, народники пришли к выводу о его хищнической, эксплуататорской природе. Им казалось, что Россия, еще нетвердо вставшая на путь капитализма, может миновать эту фазу развития и перейти непосредственно к социализму.

Большинство народников считало единственно возможным путем достижения социализма революцию – коренное изменение социально-политического строя путем низвержения существующей власти. Народники понимали необходимость подготовки общества к революционным действиям и среди методов борьбы основную роль отводили пропаганде своих идей среди населения, в первую очередь, среди крестьянства. Часть народников склонялась к мысли о возможности террористической борьбы. Они сочли, правда без достаточных на то оснований, что теракты против представителей царской администрации и самого царя дезорганизуют управление страной, вызовут горячее сочувствие населения и приведут к революции.

В результате активных теоретических поисков в 1870-е гг. формируется три основных идейных течения в народничестве: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. М.А. Бакунин – идеолог бунтарского направления, считал, что народ готов к революции, стоит лишь взбунтовать крестьян, и дни царского режима будут сочтены. Бакунин считается одним из основоположников анархизма – социалистического учения, отвергающего государство, как форму принуждения личности. Бакунин утверждал, что над социалистическим обществом не должно находиться государственных структур: аппарата управления, полиции, армии.

П.Л. Лавров – основоположник пропагандистского направления, делал вывод о ключевой роли убеждения в подготовке социалистического переворота. Если революционерам удастся путем пропаганды убедить народ в преимуществах социализма, то переход к новому обществу совершится легко и бескровно, считал Лавров.

П.Н. Ткачев говорил о неготовности народа к революции и построению социализма. Он предлагал создать мощную, дисциплинированную, хорошо законспирированную политическую организацию, захватить власть в стране и ее посредством установить социалистический строй.

Русское революционное движение сыграло огромную роль как в отечественной, так и мировой истории.

Вопрос 2. Революционное движение в 1860–1870-е гг.

Русское революционное движение громко заявило о своем существовании в начале 1860-х гг. Большие платежи за землю, наложенные на помещичьих крестьян в результате реформы 1861 г., сокращение их наделов породили у революционеров надежду на скорое крестьянское восстание. Народники выпустили несколько прокламаций с призывами к бунту. Студенческую молодежь охватила революционная горячка. Начались волнения в высших учебных заведениях. В 1861 г. возникла крупная народническая организация «Земля и воля». Обеспокоенные власти начали репрессии. Был арестован и приговорен к длительному сроку каторги Н.Г. Чернышевский. Но преследования властей не достигли цели. Суровые наказания, обрушившиеся на участников революционного движения, создали им ореол мучеников, пострадавших за народное счастье. Умы не успокоились.

В этом противостоянии властей и революции ни одна из сторон не могла пойти на уступки. Победа одной казалась возможной только ценой уничтожения другой. Император не мог ликвидировать помещичье землевладение, сословия, чины, армию, объявить Россию социалистической республикой и отречься от престола. А революционеры, в условиях самодержавного государства, когда общественная жизнь подвергалась жесткому контролю, а свободомыслие приравнивалось к преступлению, не могли действовать иначе, чем противозаконными методами. Ждать, пока общество созреет до той точки развития, когда перемены в стране произойдут с наименьшими издержками, революционеры тоже не могли. Подстегиваемые революционным нетерпением, они желали немедленных изменений, скорейшего достижения намеченной ими цели.

Однако крестьянского восстания, ожидавшегося народниками не произошло. Усилились репрессии со стороны властей. В середине 1860-х гг. революционное движение пошло на спад. Самораспустилась «Земля и воля».

Тяжелый удар по революционному движению нанесла нечаевская история. В конце 1860-х гг. определенное влияние в революционной среде приобрел С.Г. Нечаев. Его программа отличалась сверхрадикализмом. Нечаев утверждал, что для революционера не должно существовать моральных запретов, с его точки зрения революция оправдывала любые средства. Нечаев стремился к созданию хорошо законспирированной, подчинявшейся жесткой дисциплине организации.

Его экстремистские взгляды нашли немало поклонников среди экзальтированной студенческой молодежи. Обладая даром убеждения и склонный к авантюризму, Нечаев, представившись членом несуществующего революционного центра, собрал вокруг себя группу единомышленников. «Народная расправа» Нечаева строилась на принципах, свойственных тоталитарным организациям вождистского типа: авторитет руководителя считался незыблемым, его распоряжения обязательными для выполнения. Когда один из членов группы – студент И. Иванов выказал неповиновение и заявил, что порывает с «Народной расправой», Нечаев организовал его убийство. Но полиции удалось выйти на след преступников, нечаевская организация подверглась разгрому. Сам Нечаев, бежавший в Швейцарию, был выдан русским властям и осужден на двадцать лет каторги. Нечаевская история имела большой резонанс в России. Она показала отрицательные стороны революционного движения, опасность вождизма и радикализма.

В 1870-е гг. происходит новый подъем революционного движения: оживляется деятельность народнических организаций, воссоздается «Земля и воля». В 1870 гг. народники организовали кампанию «хождения в народ», целью которой была подготовка восстания и пропаганда социалистических идей среди крестьян. Сотни молодых людей устремились в деревню, они устраивались учителями, врачами, а то и вовсе батраками, старались вызвать доверие крестьян. Но «хождение» закончилось неудачей. Крестьяне не думали о восстании, пропаганды социализма не понимали, к антиправительственным речам относились с подозрением. Многие из участников «хождения» оказались под арестом.

Вопрос 3. Радикализация революционного движения в конце 1870-х гг. Убийство Александра II.

Преследования со стороны властей подтолкнули революционеров к ответным действиям. В 1878 г. революционерка В.И. Засулич, явившись на прием к петербургскому градоначальнику Ф.Ф. Трепову, выстрелила в него из пистолета. Покушение являлось местью за незаконные действия Трепова, приказавшего высечь заключенного в тюрьме студента-народника, отказавшегося снять перед градоначальником шапку. Трепов получил тяжелое ранение, но остался жив.

Власти организовали открытый процесс над Засулич, но его результат совершенно не соответствовал их ожиданиям – суд присяжных оправдал Засулич, и она скрылась за границей. Пристрастный и необоснованный с юридической точки зрения вердикт присяжных, продемонстрировал не только недовольство общества произволом властей, но и его сочувствие ответному произволу – уже по отношению к самой власти. Процесс Засулич способствовал эскалации напряженности в стране. Народники убедились, что могут найти поддержку, власть, ожесточившись, готовилась к самым решительным действиям, чтобы задушить революционное движение.

В народнических кругах начала обсуждаться возможность цареубийства. Если народ не желал встать в авангарде борьбы, то революционеры сочли себя вправе возложить эту роль на себя, фактически насильственными действиями перестраивая общество согласно собственным представлениям о справедливости.

Первое покушение на Александра II еще в 1866 г. совершил член одного из студенческих кружков Д. Каракозов. Он стрелял в императора на выходе из Летнего сада в Петербурге. Пуля прошла мимо, Каракозова казнили, членов его кружка приговорили к длительным срокам заключения. Затем последовали новые покушения. В 1879 г. у Зимнего дворца в Александра II стрелял, и вновь неудачно, А.К Соловьев.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации: «Народную волю» и «Черный передел». Члены «Народной воли», ожесточенные преследованиями со стороны властей, считали необходимым резко усилить политическую борьбу с самодержавием. Сторонники «Черного передела» выступали против политической борьбы, считали, что решить главную задачу – ликвидировать помещичье землевладение и передать землю народу, можно даже в рамках существующей политической системы.

Горячие приверженцы террористической тактики, лидеры «Народной воли» А.И. Желябов и С.Л. Перовская настаивали на скорейшем убийстве Александра II. Им казалось, что гибель императора спровоцирует народное восстание, которое перерастет в революцию. Народовольцу С. Халтурину удалось устроиться столяром в Зимний дворец и пронести в здание значительное количество взрывчатки. В 1880 г. во дворце прогремел мощный взрыв. Погибли и были ранены несколько десятков солдат караула, но никто из царской семьи не пострадал. Народовольцы пытались осуществить еще несколько покушений, но неудачно. Наконец, им удалось подстеречь карету императора, 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы у Екатерининского канала в Петербурге.

Убийство царя не встретило одобрения в стране. Оно лишь усугубило противостояние между социалистическим движением и властью, способствовало взаимному ожесточению, расколу общества на противоборствующие группировки.

Вопрос 4. Контрреформы Александра III.

На престол взошел сын убитого императора Александр III (1881–1894). Новый самодержец, в отличие от отца, на всем протяжении правления оставался приверженцем консервативного курса. Еще будучи наследником престола, Александр III не одобрял чересчур, по его мнению, либеральной политики отца. Ему казалось, что рост революционного движения вызван в первую очередь, реформами, нарушившими устоявшуюся систему отношений власти и народа, поселившими в умах надежды на новые еще более смелые преобразования. Александр III не одобрял и личной жизни отца, в последние годы открыто жившего с любовницей, обида за оскорбленную таким образом мать-императрицу лишь усиливала в Александре III желание отказаться от его политического наследия. Большое воздействие на формирование политических взглядов нового императора оказала и трагическая гибель Александра II. Смерть отца от рук террористов потрясла Александра III, привела его к мысли о необходимости жесточайших мер против революционной крамолы.

Консервативные пристрастия Александра III поддерживал его наставник, талантливый публицист, обер-прокурор Синода, убежденный реакционер и ретроград К.П. Победоносцев. Обладая большим влиянием на ценившего его Александра III, Победоносцев осуждал реформы предшествующего царствования, направлял императора по пути контрреформ.

Александр III попытался усилить государственный административный аппарат, ограничить деятельность местных выборных органов власти, усилить борьбу с революционным движением и укрепить таким образом самодержавный строй. В 1881 г. вступило в силу «Положение об усиленной охране», согласно которому значительно расширялись права губернаторов. Они получили право издавать распоряжения, обязательные для выполнения населением вверенного им региона, могли передавать дела о преступлениях государственного значения военным судам в обход гражданского суда, им разрешалось отдавать приказы о производстве обысков и арестов. Фактически, документ позволял в мирное время вводить в отдельных регионах фактически военное положение, когда государственные власти получали особые, расширенные полномочия.

Александр III вернулся к жесткой цензурной политике. Закрылся ряд популярных периодических изданий, редакторы были вынуждены ужесточить отбор материалов для печати, опасаясь санкций со стороны властей.

В 1884 г. Александр III ликвидировал университетскую автономию. Теперь ректоры вузов не избирались, а назначались императором по представлению министра народного просвещения. Деканы факультетов назначались самим министром, он же утверждал в должности профессоров.

Циркуляром, получившим в обществе осуждающее название «о кухаркиных детях», ограничивались возможности поступления в гимназии для детей из семей низших слоев городских жителей: кучеров, лакеев, мелких лавочников. Таким образом власти пытались оградить народ от революционных идей, распространявшихся, в первую очередь, среди учащейся молодежи.

Стараясь установить контроль за крестьянским самоуправлением, власти ввели должность земских начальников, назначавшихся из представителей дворянства. Земские начальники совмещали административную и судебную власть, в какой-то мере они являли собой откат во времена до реформы 1861 г., когда помещики обладали над крестьянами вотчинной властью, позволявшей не только управлять ими, но и подвергать наказаниям. Земские начальники надзирали за сельскими и волостными сходами крестьян. Могли инициировать отмену принятых на крестьянских сходах решений. Земские начальники имели право налагать штрафы и аресты на подведомственных крестьян.

Значительно урезанными оказались и права земских органов самоуправления. Их не только поставили под контроль губернаторов, но и изменили порядок выборов в земства, с тем, чтобы увеличить в них число дворянских представителей.

Александр III пытался укрепить дворянство, усилить его роль как главной опоры самодержавия. Но эта политика имела и обратные последствия – она способствовала сужению социальной опоры царской власти, вызывала недовольство не только радикальных сил, но и либерально настроенной и законопослушной части общества.

Контрреформы Александра III, сопровождавшиеся усилением полицейских мер, способствовали стабилизации внутреннего положения в стране, но их эффект не мог быть продолжительным – поставить преграды на пути общественного развития, требовавшего расширения прав и свобод подданных империи, было не по силам даже для императорской власти.

Даты, которые необходимо знать

1881–1894 – царствование Александра III.

Имена

Герцен Александр Иванович – писатель, публицист, издатель. Один из основоположников русского общинного социализма.

Чернышевский Николай Гаврилович – писатель, публицист, общественный деятель, кумир молодежи 1860-х гг. Один из основоположников русского общинного социализма.

Бакунин Михаил Александрович, Лавров Петр Лаврович, Ткачев Петр Никитич – крупные революционные деятели, публицисты. Теоретики народничества.

Нечаев Сергей Геннадиевич – революционер, создатель организации «Народная расправа», инициатор убийства студента И. Иванова.

Засулич Вера Ивановна – революционерка. Стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Оправдана судом.

Каракозов Дмитрий Владимирович – революционер. Стрелял в Александра II у Летнего сада в Петербурге в 1866 г.

Соловьев Александр Константинович – революционер. Совершил неудачное покушение на Александра II в 1879 г.

Халтурин Степан Николаевич – революционер, член «Народной воли». В 1880 г. организовал взрыв в Зимнем дворце.

Желябов Андрей Иванович, Перовская Софья Львовна – революционеры. Лидеры организации «Народная воля». Подготовили убийство Александра II.

Победоносцев Константин Петрович – наставник Александра III, обер-прокурор Синода, публицист. Склонял Александра III к консервативному курсу во внутренней политике.

Вопросы и задания

Вопрос 1. Что такое социализм? Как вы думаете, почему социалистические идеи привлекали много сторонников?

Вопрос 2. В чем особенности народнического понимания социализма?

Вопрос 3. Что такое революция? Как вы думаете, почему народники склонялись к революционному способу переустройства общества?

Вопрос 4. Какие методы борьбы использовали народники?

Вопрос 5. Назовите крупнейших теоретиков народничества. Какие три течения в народничестве сформировались в 1870-е гг.?

Вопрос 6. Как вы думаете, какие ошибки допустила власть в борьбе с революционным движением?

Вопрос 7. Как вы думаете, в чем опасность революционного радикализма? К каким последствиям может привести конфронтация в обществе?

Вопрос 8. Почему провалилась кампания по «хождению в народ»?

Вопрос 9. Как вы считаете, правы ли присяжные, оправдавшие В. Засулич?

Вопрос 10. Какие покушения на Александра II вы знаете? Каковы последствия убийства императора?

Вопрос 11. Какие причины подтолкнули Александра III к избранию консервативного курса во внутренней политике?

Вопрос 12. В чем основная идея «Положения об усиленной охране» 1881 г.?

Вопрос 13. Какие меры принял Александр III для ограждения молодежи от революционных идей?

Вопрос 14. Кто такие земские начальники? Чем они ограничивали свободу крестьян?

Вопрос 15. Каким образом Александр III поставил под контроль государственной власти органы земского самоуправления?

Вопрос 16. Почему Александр III пытался укрепить положение дворянства? Как на это реагировала либерально настроенная часть общества?