Глава 21. Великие реформы в правление Александра II (1855–1881)

Вопрос 1. Отмена крепостного права.

Поражение в Крымской войне продемонстрировало отставание России от сильнейших европейских держав, побудило власти к проведению реформ, направленных на модернизацию социально-экономического строя страны. Ключевой задачей была отмена крепостного права. В середине XIX в. крепостничество выглядело анахронизмом – наследием минувших эпох, уже давно не соответствующим требованиям времени.

Крепостное право задерживало экономическое развитие страны. Помещики, пользовавшиеся даровой рабочей силой, не имели достаточных стимулов к интенсификации производства в имениях, а крестьяне, скованные крепостной системой, не имели ни возможности, ни средств для улучшения собственных хозяйств. Крепостничество сдерживало предпринимательскую инициативу, мешало развитию рыночных отношений и росту промышленного производства. Сохранение крепостничества создавало угрозу социальных потрясений, в первую очередь, крестьянских волнений и восстаний. И власть, и образованная часть общества в полной мере осознали, наконец, и моральную низость крепостничества, когда одни люди распоряжаются другими как личной собственностью. У русских начал формироваться комплекс стыда за отечество, скованное узами постыдного рабства.

Осознавая необходимость скорейшей отмены крепостного права, власть понимала, что реакция дворянской общественности на объявление реформы будет недоброжелательной. Дворяне-помещики имели в сохранении крепостничества материальную заинтересованность и могли протестовать. Император Александр II и его окружение считали, что реформу нельзя осуществлять исключительно «сверху» – путем императорского повеления, что необходимо заручиться, по крайней мере, молчаливым согласием дворянства и постараться привлечь его к разработке реформы. Власть пыталась таким образом смягчить конфронтацию с помещиками, показать необходимость преобразований, сделать реформу общим делом и переложить часть ответственности за нее на общество.

На дворянство стали оказывать давление, с тем, чтобы оно само попросило о проведении реформы. Наконец, в столицу посыпались дворянские петиции, как правило, инициировавшиеся губернским начальством – дворянство смирилось с неизбежностью преобразований. Началась разработка реформы.

Александр II пошел на заметное смягчение цензуры: реформу разрешалось обсуждать в печати, допускалось высказываться и по другим вопросам, не касающимся политики властей. Относительная свобода слова – гласность, была с большим энтузиазмом воспринята писателями, публицистами и журналистами, оживилась печать, возрос интерес к общественной жизни – в стране начался общественный подъем.

В губерниях, где существовало помещичье землевладение, открылись губернские дворянские комитеты для составления проектов реформы. В состав комитетов входили представители дворянства и местных властей. Каждый комитет разрабатывал свой проект преобразований, затем они направлялись в столицу и там, с учетом пожеланий с мест, составлялся единый проект для всей страны. Властям удалось, таким образом, убедить дворянство в необходимости преобразований, сделать его соучастником реформы, помешать усилению консерваторов, не желавших уничтожения крепостничества.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест, объявлявший об отмене крепостного права.

Крепостные крестьяне получили личную свободу безвозмездно, но за надельную землю им пришлось заплатить своим бывшим хозяевам. Крестьяне единовременно выплачивали 1/5 цены земли, остальную сумму помещику выплачивало за них государство. Крестьяне же обязывались вернуть эту сумму государству, внося деньги с процентами (6% годовых) на протяжении 49 лет.

Все расчеты с помещиком и государством производились, как было принято в России, не крестьянином индивидуально, а крестьянской общиной. Владельцем земли оставалась община, крестьянин мог лишь пользоваться своим наделом на равных правах с другими общинниками-мужчинами. Продавать, дарить, закладывать надельную землю крестьянин не мог, поскольку она не считалась его собственностью.

В результате реформы крестьяне получили личную свободу. Открылись пути для социального и экономического прогресса страны. Но реформа носила компромиссный характер, она оказалась обременительной для крестьян и экономически невыгодной дворянству. Крестьяне выражали недовольство уменьшением душевого надела. Правительственные документы определяли минимальный размер надела, который помещик был обязан предоставить своим бывшим крепостным. Многие помещики наделили своих крестьян именно по этому минимуму. До реформы помещики заботились о благосостоянии своих крепостных и предоставляли им достаточный надел. Теперь же помещикам было выгоднее сохранить за собой как можно больше земли, особенно в хлебородных губерниях Черноземья и Поволжья, где земля имела большую ценность. В результате многие крестьяне получили в свое распоряжение наделы заметно меньшие, чем те, что были у них до реформы. Крестьяне выплатили за землю значительные суммы. Ученые считают, что в результате выплат по государственной ссуде, учитывая проценты, крестьяне несколько переплатили за землю.

Недовольство реформой выражала и часть дворянства. Помещики лишились даровой рабочей силы, теперь они были вынуждены платить наемным работникам, то есть, вести капиталистическое хозяйство. Далеко не все из них оказались способны к этому. Дворяне стали разоряться, дворянское землевладение на протяжении второй половины XIX в. неуклонно сокращалось.

Вопрос 2. Либеральные реформы 1860–70-х гг.

Отмена крепостного права – важнейшее из преобразований Александра II, стала лишь первым шагом на пути модернизации России. Требовалось немало усилий для совершенствования системы управления, законодательства, вооруженных сил.

В 1864 г. была осуществлена земская реформа: введены земства – органы местного самоуправления. Причиной реформы была неэффективность и затратность аппарата государственной власти на местах, его неспособность решать хозяйственные вопросы местного значения. В России остро не хватало врачей, особенно в сельской местности, недостаточно быстро развивалось начальное образование, плохо содержалась транспортная инфраструктура.

Власти сочли удобным и своевременным возложить обязанности по местному благоустройству на самих жителей. При этом местное самоуправление не могло вмешиваться в прерогативы государственной власти, заниматься политическими вопросами.

Земская система строилась на основах выборности – земские органы формировались путем выборов, всесословности – в их работе на равных участвовали представители разных сословий, и самоуправления – государственные чиновники не имели права вмешиваться в деятельность земств.

Центральными органами земств стали уездные земские собрания. Их участники избирались по трем куриям: землевладельцев, горожан и крестьян. Выборы не были равными: землевладельцы-дворяне получали почти половину мест, но, тем не менее, они обеспечивали представительство основных категорий населения. Уездное земское собрание избирало из своего числа членов исполнительного органа земства – уездной земской управы.

Введение земств стало важным шагом на пути совершенствования российского общества, его освобождения от традиций крепостнической эпохи. Впервые на заседаниях земских органов за одним столом на равных встретились дворяне и их бывшие крепостные и начали совместный труд на благо своих земляков. Земства собирали с населения особые сборы. За этот счет развивалась система здравоохранения и народного образования, осуществлялось благоустройство населенных пунктов, дорог, проводились мероприятия просветительского характера. Благодаря деятельности земств в отдаленных уголках страны началось распространение медицинского обслуживания, грамотности, достижений агротехнической науки.

Большим шагом вперед стала осуществленная в 1864 г. судебная реформа. Российское правосудие страдало многими недостатками: волокитой – некоторые процессы тянулись десятками лет, запутанностью делопроизводства, в котором не всегда разбирались даже судьи, взяточничеством. Суд оставался сословным и не обеспечивал равенства подданных империи перед законом.

Реформа ввела независимый от власти, гласный, бессословный, состязательный суд. Важные уголовные дела рассматривались судом присяжных. Он состоял из трех судей (один из них – председатель суда), двенадцати присяжных заседателей – их избирали по жребию из местных жителей, присяжного поверенного – адвоката, представлявшего защиту, и прокурора, выступавшего в качестве обвинителя. Основываясь на прениях защиты и обвинения, присяжные выносили вердикт: «виновен», «не виновен», или «виновен, но требует снисхождения». На основе вердикта судья выносил приговор. Реформа значительно улучшила работу судебной системы, способствовала смягчению сословных различий, демократизации общественной жизни.

Не остались в стороне от реформирования и вооруженные силы. Рекрутская система пополнения армии, введенная еще при Петре I, совершенно устарела. По сути, рекруты являлись крепостными государства: служившие до старости, подчинявшиеся неумолимым правилам армейского распорядка, они не имели даже той доли свободы, которой могли располагать помещичьи крестьяне. После отмены крепостного права рекрутская армия стала выглядеть пережитком прошлых общественных отношений.

Другим немаловажным минусом рекрутской армии были трудности с ее пополнением в военное время. При такой системе комплектования резерв обученных солдат почти отсутствовал – они или уже служили, или достигли непригодного для службы возраста.

Военной реформой 1874 г. в замену рекрутскому набору вводилась всеобщая воинская повинность. Ей подлежали мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста. Из их числа путем жребия выбиралось необходимое число новобранцев. Призыву не подлежали единственные кормильцы в семье, братья, если один из них уже проходил службу, единственные сыновья в семье. Существовали значительные льготы, сокращавшие срок службы для лиц, имевших образование. Срок службы в пехоте устанавливался в 6 лет, на флоте – в 7 лет, для имевших высшее образование он сокращался до 6 месяцев. Отслужившие зачислялись в запас и могли призываться в случае войны.

В правление Александра II значительно смягчились армейские нравы – в прошлое ушли суровые телесные наказания, сократились занятия шагистикой, проводилось обучение солдат грамоте.

Вопрос 3. Промышленный переворот и развитие российской промышленности во второй половине XIX в.

Во второй половине XIX в. в России происходит промышленный переворот – ручной труд заменяется машинным, начинается бурное развитие тяжелой промышленности. Промышленный переворот в России происходил при непосредственном участии и под руководством государственной власти. Руководство страны, наученное горьким опытом Крымской войны, понимало, что сохранение страной статуса великой державы возможно только при условии ускоренного развития промышленного производства и путей сообщения.

Локомотивом, потянувшим развитие российской индустрии, стало железнодорожное строительство. Первая железная дорога в России открылась в 1838 г. Она соединила Петербург и Царское Село. Эта дорога имела экспериментальный характер и служила, по большому счету, аттракционом, предназначенным для увеселения публики. В 1851 г. открылась Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой. Она имела важное экономическое значение, но не решала проблемы с путями сообщения в масштабах всей страны. К 1855 г. – концу царствования Николая I, длина железнодорожных путей составляла всего 1 тыс. км.

Быстрый рост железнодорожного строительства начался лишь в правление Александра II. Оно осуществлялось при активном участии и под опекой государства. Стараясь привлечь частные капиталы, государство предоставляло гарантии доходности железнодорожным компаниям, устанавливало льготные пошлины на ввоз из-за границы паровозов и подвижного состава.

В 1880-е-90-е гг. власти начинают активно вкладывать в железнодорожное строительство казенные средства. Одновременно выкупается ряд частных магистралей, так что к концу XIX в. в собственности государства сосредотачивается около двух третей всех дорог. В 1891–1901 гг. осуществляется строительство основной части грандиозной Транссибирской магистрали, соединившей европейскую Россию с Дальним Востоком. Транссиб имел огромное значение для хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, позволял в случае необходимости, организовать переброску войск из центра страны к границе с Китаем и к тихоокеанскому побережью.

Если к 1865 г. Россия имела 3 тыс. 700 км. железных дорог, то к 1880 г. они протянулись уже на 23 тыс. км., а к 1905 г. длина железных дорог составляла свыше 62 тыс. км.

Развитие железнодорожной сети способствовало прогрессу отечественной металлургии и машиностроения. Государство, заинтересованное в снижении импорта, ухудшавшего внешнеторговый баланс, предоставляло российским промышленникам льготы и делало им дополнительные выплаты за производимое железнодорожное оборудование. Железные дороги значительно снизили транспортные затраты, тяжелым бременем ложившиеся на экономику огромной империи, они прочно связали промышленные предприятия, расположенные в разных районах страны, позволили ввести в эксплуатацию ранее недоступные из-за удаленности источники сырья: месторождения руд, угля, нефти. Появление железных дорог способствовало росту товарности сельского хозяйства, поскольку снизило расходы на внутрироссийские перевозки зерна.

Во второй половине XIX в. в России быстро развиваются металлургия и машиностроение, появляются нефтедобыча и нефтепереработка, наращивает производство хлопчатобумажная промышленность. Резко возрастает количество предприятий и занятых на них рабочих. Промышленные предприятия в России концентрировались в нескольких географических областях – промышленных районах. Северо-западный сформировался на Балтике – к нему относят предприятия Петербурга и Риги. Здесь находился центр металлообработки и тяжелого машиностроения, располагались крупнейшие судостроительные заводы. Центральный промышленный район сформировался вокруг Москвы, сохранившей и даже упрочившей значение главного транспортного узла страны. Здесь располагались крупнейшие текстильные предприятия, возникло несколько машиностроительных заводов. В Уральском промышленном районе располагались металлургические предприятия, в Западном, сформировавшемся вокруг Варшавы, развивалась легкая промышленность, здесь функционировали мощные текстильные предприятия. Новым центром металлургии и машиностроения становится Южный промышленный район, сформировавшийся на территории Донбасского угольного бассейна. В Бакинском нефтеносном районе возникли крупные нефтедобывающие предприятия.

К концу XIX в. промышленный переворот в России завершился. По объемам промышленного производства Россия заняла четвертое-пятое место, хотя сильно отставала от лидеров: США, Германии, Великобритании.

Развитие отечественной промышленности во второй половине XIX в. имело ряд особенностей. Во-первых, для него характерно большое значение опеки промышленности со стороны государства, создававшего условия для экономического роста, устанавливавшего выгодные для предпринимателей таможенные тарифы, раздававшего сверхприбыльные заказы, а в железнодорожном строительстве участвовавшего казенным капиталом.

Во-вторых, развитие российской промышленности происходило за счет широкого привлечения иностранного капитала. Многие предприятия принадлежали иностранцам или акционерным обществам с преобладанием иностранного капитала.

В-третьих, российские предприятия отличались большой концентрацией производства – в металлургии, машиностроении и текстильной промышленности преобладали крупные предприятия, насчитывавшие тысячи рабочих.

В-четвертых, быстрый рост промышленного производства в России происходил, не в последнюю очередь, за счет низкой заработной платы рабочих. Дешевый труд позволял предпринимателям увеличивать прибыли и экономить на оборудовании, подменяя его большим числом неквалифицированных и малооплачиваемых работников. Среди рабочих промышленно развитых стран русские получали самые низкие доходы.

До 1860-х гг. в России не существовало банковской системы. Развитие железнодорожного строительства, промышленности и торговли, вовлечение России в мировую экономику способствовали быстрому прогрессу банковского дела. В 1860 г. был создан Государственный банк. Уже через три года в 1863 г. при содействии властей возник первый частный банк – Петербургское общество взаимного кредита. В следующем 1864 г. был учрежден первый в стране акционерный коммерческий банк – Петербургский частный коммерческий. Затем банки стали возникать со все нараставшей стремительностью: в 1868 г. возникло два банка, в 1869 г. – три, в 1870 г. – шесть, а в 1871 г. – уже десять. Развитие отечественной банковской системы свидетельствует о постепенном прогрессе капиталистических отношений, невозможных без развитой системы кредитования.

Содержание армии и флота, участие в войнах, расходы на железнодорожное строительство подрывали устойчивость российской валюты. Государство, нуждаясь в средствах, увеличивало выпуск бумажных денег, которые быстро обесценивались. В 1880-х гг. власти сочли необходимым подкрепить курс рубля золотым запасом. Денежная реформа была осуществлена выдающимся политическим деятелем России, министром финансов С.Ю. Витте в 1897 г.

Россия перешла на золотой стандарт. В результате реформы бумажные рубли – тогда их называли кредитными билетами, стали свободно обмениваться на золото. На кредитных билетах значилось: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен государственных кредитных билетов обеспечивается всем достоянием государства».

Рубль стал крепкой, свободно конвертируемой валютой, свободно принимавшейся даже за границами России. Денежная реформа Витте способствовала повышению доверия к рублю и российской экономике в целом.

Вопрос 4. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

К середине XIX в. ключевым фактором, определявшим развитие международных отношений, оставалось равновесие сил между великими европейскими державами – Великобританией, Францией, Россией, Австрией (с 1867 г. называется Австро-Венгрией) и Пруссией. По своим военно-политическим возможностям эта пятерка значительно превосходила другие государства мира. Великие державы ревниво оберегали собственные интересы, одновременно не допуская чрезмерного усиления соперников или создания союза враждебных государств. Усиление одной державы немедленно вызывало коллективное противодействие. Возник своеобразный «концерт» европейских держав, когда ни одна из них не могла играть собственную партию без оглядки на других исполнителей. Это хрупкое равновесие не ограждало Европу от войн, но значительно смягчало их ожесточенность, мешало перерастанию местных конфликтов в общеевропейское противостояние.

Главной задачей внешней политики России в начале царствования Александра II была отмена статей Парижского мира, заключенного по итогам Крымской войны. В результате поражения Россия потеряла право держать на Черном море военный флот и строить на его берегах укрепления. Резко ослабились позиции России на Балканском полуострове.

Односторонний отказ России от Парижских договоренностей мог вызвать новую войну с коалицией европейских держав. Требовался сильный союзник, согласившийся, в обмен на определенные услуги, оказать России содействие. Сделанные в 1860-е гг. попытки сблизиться с Францией закончились неудачей. Французы были не прочь получить поддержку России для решения собственных проблем, но идти на уступки по вопросу о парижских соглашениях не желали. Тогда Петербург пошел на союз с Пруссией.

Крупнейшее после Австрии германоязычное государство, Пруссия обладала мощным военным и экономическим потенциалом. Кроме нее существовало еще более двух дюжин германских государств – от средних, до совсем незначительных по территории и населению. В 1860-е гг. Пруссия взяла решительный курс на объединение всех немецких земель под своей властью, но ей мешали Австрия – сама желавшая руководить Германией, и Франция, боявшаяся появления в Европе сильного соседа. Пруссия нуждалась в союзнике в той же мере, что и Россия. Прусский король и русский император заключили соглашение о взаимной поддержке. Заручившись союзом с Петербургом, Пруссия начала решительно действовать в Германии и смело пошла на конфликт с Францией.

Франко-прусская война 1870–71 гг. закончилась тяжелым поражением Франции. Россия принудила Австро-Венгрию отказаться от вмешательства в конфликт на стороне противников Пруссии. Прусские войска вошли в Париж. Победа над Францией позволила Пруссии закончить объединение Германии. В 1871 г. в пригороде Парижа Версале прусского короля провозгласили императором единой Германии. На европейской политической карте появилось новое мощное государство. С согласия немцев Россия объявила об одностороннем отказе от связывавших ее статей Парижского мира. Англия протестовала, но в одиночку помешать России не могла.

Во второй половине 1870-х гг. вновь резко ухудшились отношения между Россией и Турцией. В Болгарии, Сербии, Черногории, входивших в состав Турции, развернулось мощное национально-освободительное движение. Турки ответили репрессиями. Карательные экспедиции турецких войск в Болгарию сопровождались массовыми убийствами мирного населения. Сербия и Черногория объявили Турции войну. Борьба славянских, православных народов за освобождение от турецкого господства вызвала горячее сочувствие в России. По всей стране возникли славянские комитеты, занимавшиеся сбором пожертвований в пользу восставших. В Сербию потянулись русские офицеры-добровольцы, медицинские работники.

Российские власти не могли остаться в стороне от событий на Балканском полуострове. Невмешательство России неминуемо оборачивалось для нее полной потерей влияния в регионе. Кроме того, в Петербурге рассчитывали удачной войной против Турции вернуть пошатнувшийся после Крымской войны престиж русского оружия, приобрести территории в Бессарабии и Закавказье; горячие головы мечтали о захвате Константинополя и черноморских проливов. От вооруженного вмешательства Россию удерживала только позиция европейских держав, в первую очередь Англии и Австро-Венгрии. В Петербурге опасались создания антирусской коалиции и повторения сценария Крымской войны. Но, когда попытки добиться от Турции уступок в отношении балканских народов дипломатическими методами закончились неудачей, а сербская армия потерпела тяжелое поражение от турецких войск, Петербургу не оставалось иного выбора, кроме объявления войны правительству султана.

В ходе русско-турецкой войны 1877–78 гг. русские войска при поддержке румынской армии и болгарского ополчения форсировали Дунай, после упорной осады овладели сильной турецкой крепостью Плевна, в тяжелейших погодных условиях зимы 1877–78 гг. преодолели Балканский хребет и вышли к предместьям Стамбула.

Англия и Австро-Венгрия заняли угрожающую позицию, они не желали усиления России за счет Турции. Александр II запретил штурмовать Стамбул. Под сильнейшим давлением европейских держав России пришлось согласиться на обсуждение условий мира с Турцией на международной конференции. Согласно Берлинскому трактату, северная Болгария получила статус самостоятельного княжества, Сербия, Черногория и Румыния обрели статус независимых государств. Россия получила не имевшие большой ценности Бессарабию и территории в Закавказье. Турция, благодаря поддержке европейских держав, сумела избежать полного разгрома. России не удалось приобрести ни значительных территорий, ни прочного влияния на Балканах.

В 1860–70-е гг. закончилось завоевание Россией Средней Азии. Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства, раздираемые внутренними противоречиями и ослабленные продолжительными войнами, не могли противостоять натиску русских войск. Зона русского влияния подошла к границам Афганистана. Это вызвало большое беспокойство в Англии, опасавшейся за свои колониальные владения в соседней с Афганистаном Индии. Отношения между Россией и Англией резко ухудшились. Но ни одна из стран не была заинтересована в войне. Петербург и Лондон согласились признать Афганистан буферной зоной, разделявшей владения двух империй, войны удалось избежать.

Присоединение Средней Азии к России произошло вопреки желанию ее населения, но имело и положительные последствия: русские власти прекратили междоусобные столкновения, запретили рабство. Захват Средней Азии способствовал развитию российской промышленности, в первую очередь, текстильной, получившей собственные источники хлопкового сырья.

После Крымской войны большое беспокойство в Петербурге вызывала судьба североамериканских владений России. Русское население этих земель оставалось крайне незначительным, а военные силы в регионе – ничтожными. В Петербурге опасались поглощения этих территорий англичанами или американцами. Ни оборонять, ни осваивать столь удаленные земли Россия не могла. Тогда их решили продать американцам. В России бытует версия, что владения в Америке были переданы американцам в аренду. Это мнение глубоко ошибочно. Согласно договору 1867 г. Россия уступала все права на территорию Русской Америки Североамериканским Штатам за уплату семи миллионов двухсот тысяч долларов. Аляску продали без дополнительных оговорок, навсегда. При всей непопулярности это решение было взвешенным и верным. Россия не имела средств удерживать американские территории и не могла извлечь из них ощутимой выгоды.

Таким образом, во второй половине XIX в. России удалось решить ряд важных внешнеполитических задач. От Крымской войны и до начала XX в. страна провела всего одну крупную войну – русско-турецкую 1877–78 гг. Но, тем не менее, руководству страны удалось добиться немалых успехов дипломатическими методами, не обращаясь к помощи оружия. Российская империя достигла наибольшего территориального распространения. Дальнейшее расширение границ не могло произойти без большой войны с соперничавшими европейскими колониальными империями, но в нем и не было смысла. Россия нуждалась в экономическом прогрессе, в освоении своих обширных пространств, а не в расширении и без того растянутых границ. Осторожная внешняя политика, избегание серьезных осложнений и войн способствовали развитию экономики и культуры страны, росту численности населения.

Даты, которые необходимо знать

1855–1881 – царствование Александра II.

1861 – отмена крепостного права в России.

1864 – земская и судебная реформы.

1874 – военная реформа.

1877–1878 – русско-турецкая война.

Имена

Витте Сергей Юльевич – министр финансов. В 1897 г. осуществил денежную реформу.

Вопросы и задания

Вопрос 1. Как вы думаете, какие события подтолкнули Александра II на проведение реформ? Каковы причины отмены крепостного права?

Вопрос 2. Каким образом власть добилась согласия дворянства на подготовку и осуществление реформы по отмене крепостного права?

Вопрос 3. Что такое гласность? Какое значение она имела для отечественной культуры?

Вопрос 4. Каким образом дворянство участвовало в подготовке отмены крепостного права?

Вопрос 5. На каких условиях крестьяне получили землю в результате реформы 1861 г.?

Вопрос 6. Почему реформа 1861 г. носила компромиссный характер? Что в результате реформы потеряли крестьяне, что дворяне?

Вопрос 7. Назовите причину, побудившую власть на проведение земской реформы.

Вопрос 8. На каких основах строилась земская система? Назовите земские органы власти.

Вопрос 9. Чем занимались земства? Могли ли они вмешиваться в политические дела?

Вопрос 10. Какие нововведения принесла судебная реформа 1864 г.? Что такое суд присяжных? Как вы оцениваете его эффективность?

Вопрос 11. Каким образом изменилось комплектование армии в результате военной реформы 1874 г.?

Вопрос 12. Что такое промышленный переворот? Какова роль государства в железнодорожном строительстве в России?

Вопрос 13. Каким образом железнодорожное строительство способствовало развитию отечественной промышленности? Назовите крупнейшую железную дорогу, построенную в конце XIX – начале XX вв.

Вопрос 14. Назовите основные промышленные районы России. Какое место по объемам промышленного производства занимала Россия в конце XIX в.?

Вопрос 15. Каковы особенности развития отечественной промышленности во второй половине XIX в.?

Вопрос 16. Как вы думаете, какие причины способствовали развитию банковской системы России во второй половине XIX в.?

Вопрос 17. В чем значение денежной реформы Витте?

Вопрос 18. Каким образом России удалось отказаться от выполнения статей Парижского мира?

Вопрос 19. Как вы думаете, что спасло Турцию от полного разгрома в войне 1877–1878 гг.?

Вопрос 20. Почему русское продвижение в Средней Азии вызвало беспокойство Англии? Каким образом две империи разграничили зоны влияния?

Вопрос 21. Почему Россия решилась на продажу Русской Америки? На каких условиях состоялась сделка?