Глава 18. Правление Екатерины II (1762–1796)

Вопрос 1. Екатерина II.

В отличие от своих предшественников Екатерина II много занималась делами государственного управления. В среднем за годы царствования Екатерина издавала около 12 указов в месяц. Екатерина, несомненно, обладала всеми задатками крупного государственного деятеля. Она имела неплохое домашнее образование, много читала, быстро овладела сложным для иностранца русским языком. Екатерина обладала целеустремленностью и решительностью, могла рискнуть, но была расчетлива. Она хорошо чувствовала людей, умела скрывать свои чувства и лукавить.

Екатерина прославилась своей любвеобильностью, поменяв немало любовников и фаворитов. Некоторые из них, имевшие способности к государственной деятельности, активно участвовали в управлении страной, но Екатерина не допускала, чтобы они навязывали ей свое мнение. Важные решения императрица принимала самостоятельно. Из фаворитов Екатерины наиболее известны Г.Г. Орлов и Г.А. Потемкин.

В начале царствования Екатерина II не чувствовала себя прочно на престоле. С точки зрения закона она являлась узурпатором, с точки зрения морали – убийцей. Большое беспокойство Екатерине доставлял содержавшийся в Шлиссельбургской крепости император Иван VI Антонович. Екатерина небезосновательно опасалась, что ее враги могут использовать Ивана VI в качестве претендента на престол. В 1764 г., служивший в Шлиссельбурге безвестный поручик В.Я. Мирович, на свой страх и риск предпринял попытку освободить законного императора. Но охрана, выполняя строжайшую инструкцию не допустить освобождения Ивана, заколола узника. Смерть Ивана VI оказалась как нельзя кстати для Екатерины.

Немало проблем Екатерине доставил и другой законный претендент на престол – ее сын от Петра III Павел. Екатерина не любила сына, слишком сильно он своим внешним видом и характером напоминал ненавистного ей отца. В 1762 г. Павел был ребенком. Но, возмужав, Павел осуждал мать за убийство отца, считал, что имеет полное право занять престол в качестве прямого наследника Петра III.

Екатерина понимала, что ее власть держится исключительно на союзе с дворянством и постольку, поскольку она проводит политику, отвечающую его интересам. Грубая политическая ошибка, вызвавшая недовольство дворян, могла стоить Екатерине власти и жизни. На всем протяжении своего царствования Екатерина тщательно выстраивала отношения с дворянством.

Вопрос 2. Философия Просвещения.

Во второй половине XVIII столетия в Европе большую популярность завоевали идеи французского просвещения. Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо завладели умами многих мыслящих людей.

Просветители считали главным инструментом познания мира не веру, а разум – они выступали с позиций последовательного рационализма, склонялись к атеизму. Просветители считали человека от природы добродетельным, зло, свидетелями которого они были, по их мнению, проистекало из недостатков общественного строя, извращавшего добрую природу людей. Они жестко критиковали современные им социально-политические отношения, выступали за ликвидацию сословного строя, пережитков феодализма, осуждали деспотизм правителей.

В центре политической концепции Просвещения лежала идея «общественного договора». Просветители считали, что государство строится на негласном договоре, по которому монарх получает от общества определенные властные полномочия. Идея «общественного договора» вступала в явное противоречие с традиционными представлениями о божественном характере верховной власти. Власть делегировалась людьми, а не волей всевышнего. Не подданные являлись слугами монарха, но монарх объявлялся слугой общества, призванным самими людьми для разумного устройства общественной жизни.

Деятели Просвещения не возражали против монархического устройства государства, но желали видеть в монархе философа на троне, руководствующегося разумом, доброй волей и справедливостью, строго соблюдающего установленные законы, принимающего советы подданных.

Во второй половине XVIII в. ряд европейских монархов, опираясь на философские достижения просветителей, проводили так называемую политику просвещенного абсолютизма, заключавшуюся в ликвидации наиболее устаревших социально-политических форм ради укрепления основ самодержавных, абсолютистских режимов. В рамках этой политики проводились реформы суда и законодательства, предпринимались меры по развитию образования, отменялись привилегии церкви и проводилась секуляризация церковных земель (их передача в государственную собственность), смягчалась цензура. Не осталась в стороне от общеевропейских тенденций и Екатерина II. Обладавшая природным умом и стремившаяся к знаниям, она еще в молодости познакомилась с модными тогда идеями просветителей, оказавшими большое влияние на формирование ее мировоззрения. Получив трон, Екатерина II приняла курс, в общих чертах соответствовавший политике просвещенного абсолютизма.

Вопрос 3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

В первые годы царствования Екатерина предприняла ряд мер для укрепления административного аппарата и усиления контроля над ним со стороны императрицы. Екатерина повелела разделить Сенат на шесть департаментов, что способствовало улучшению сенатского делопроизводства, но снизило политическое значение Сената. Он перестал рассматривать важные законодательные меры – эту функцию приняла на себя императрица. Из органа, обладавшего законосовещательными полномочиями, Сенат превратился в чисто административное учреждение.

Екатерина последовательно проводила политику унификации местного управления. Крупнейшим регионом, пользовавшимся автономией и особым управлением – гетманством, оставалась Украина. Согласно обычаю, гетманы избирались казацкой верхушкой из претендентов, одобренных центральной властью. В 1764 г. под нажимом Екатерины последний гетман К.Г. Разумовский сложил свои полномочия и функции управления Украиной перешли к генерал-губернатору.

В духе просветительских идей Екатерина провела церковную реформу. Во второй половине XVIII в. в Европе нарастают антиклерикальные (антицерковные) настроения. Ширится движение за ослабление роли церкви в общественной жизни. Среди образованных европейцев распространяется атеизм – отрицание существования бога. Его сторонники называли религию заблуждением, а церковников – лицемерами. Не отличалась набожностью и российская императрица. Кроме того, Екатерину серьезно беспокоили участившиеся волнения монастырских крестьян, недовольных ростом повинностей и произволом церковной администрации. В 1764 г. Екатерина осуществила секуляризацию церковных земель и другого имущества. Церковь лишилась большей части своих владений, закрылись многие монастыри, усилилось вмешательство государства в церковные дела. Потеряв экономическую самостоятельность, церковь окончательно подчинилась государству, стала послушным орудием государственной пропаганды.

В 1765 г. Екатерина подписала манифест о Генеральном межевании. Межевание – это определение на местности и юридическое закрепление границ владений. Порядок проведения межевания позволял дворянам, при условии отсутствия споров с соседями-дворянами, присоединять к своим имениям граничащие с ними пустующие земли. В результате Генерального межевания дворяне до конца XVIII в. приобрели дополнительно около 50 млн десятин земли.

В 1765 г. по инициативе Екатерины возникло Вольное экономическое общество – организация на общественных началах, призванная содействовать развитию сельскохозяйственной науки, рационализации помещичьих хозяйств. Общество издавало «Труды», в которых публиковались работы по агрономии, экономике и статистике сельского хозяйства. Поддерживая деятельность общества, Екатерина демонстрировала заботу императорской власти об увеличении товарности и доходности помещичьих хозяйств, свое стремление к сотрудничеству с дворянством.

Просветители большое внимание уделяли вопросам воспитания, считая его одним из важнейших инструментов совершенствования человека и общества в целом. Эту точку зрения разделяла и Екатерина. Императрица собственноручно написала программу воспитания для своих внуков Александра и Константина. Сама подбирала им учителей. В духе политики просвещенного абсолютизма Екатерина осуществила программу развития образования в России. Расширилась сеть учебных заведений, в том числе закрытого типа для детей дворян. Был основан Смольный институт благородных девиц, реорганизованы кадетские корпуса.

Ко времени правления Екатерины остро назрела необходимость кодификации российского законодательства. Нормы Соборного уложения 1649 г. уже большей частью устарели, кроме того появилось огромное количество новых юридических актов, требовавших подновления и систематизации. Хаотичное состояние законодательства мешало правильной работе судов и государственного аппарата. Кодификация – это переработка и систематизация законодательства, придание ему комплексного характера. Екатерина решилась организовать работу по кодификации, в соответствии с рекомендациями просветителей, считавших, что монарх обязан советоваться со своими подданными об их нуждах. Она рискнула созвать для работы по кодификации выборную Уложенную комиссию. «Уложение» – устаревшее слово, означавшее сборник законов.

Чтобы направить работу комиссии, Екатерина собственноручно написала для нее «Наказ» – обширный труд, представлявший компиляцию произведений французских просветителей. «Наказ» по сути являлся попыткой идейного обоснования политики просвещенного абсолютизма. Екатерина осуществила коррекцию просветительских идей с учетом своих политических целей и реалий российской действительности. Идеальным Екатерина считала государство с сильной властью просвещенного монарха, стремящегося организовать общественную жизнь на началах разума и добродетели, издающего законы, руководствуясь благом своих подданных. Ни о каком ограничении власти монарха в пользу народа Екатерина не упоминала. Не высказывалась и против сословного деления общества, подчеркивала особый статус и значение дворянского сословия.

Уже выборы в Уложенную комиссию показали Екатерине, что увлечение просветительскими идеями может пойти во вред ее власти. Выборы создали условия для обсуждения наболевших проблем государственной жизни, спровоцировали волнения.

В Уложенной комиссии преобладали депутаты от дворян и горожан, им значительно уступали по численности представители государственных крестьян, казаков и жителей национальных окраин, а помещичьи крестьяне в выборах депутатов вовсе не участвовали.

Работа Уложенной комиссии (1767–1769) продемонстрировала достаточно высокий уровень межсословных противоречий. Дворяне требовали расширения своих привилегий, горожане – снижения налогов и монополии на торговлю, на заседаниях раздались речи, осуждавшие крепостной строй и непомерную эксплуатацию крепостных в помещичьих имениях. Екатерина осознала, что увлечение просветительскими идеями завело ее слишком далеко. Разрешить комплекс сложившихся в обществе противоречий было не в ее силах. Критика крепостного строя, прозвучавшая в Комиссии, могла настроить против Екатерины дворянство. Какими бы не были философские пристрастия императрицы, она оставалась трезвым политиком, и, в конечном счете, придерживалась курса, который способствовал укреплению ее власти и поддержанию стабильности в стране. Работу Уложенной комиссии аккуратно свернули, и больше Екатерина к подобному опыту не возвращалась.

Вопрос 4. Переход Екатерины II к консервативному курсу.

В 1773–1775 гг. в России бушевало одно из крупнейших в ее истории восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Его причины лежали в тяжелом положении большей части податного населения, терпевшего непомерные тяготы государственных повинностей и крепостнической эксплуатации. Восстание охватило южное Поволжье и Урал. Пугачеву удалось нанести несколько серьезных поражений войскам регулярной армии, захватить крупные города: Оренбург, Самару, Казань, а затем Саранск, Пензу и Саратов. Восставшие жестоко расправлялись с помещиками, администрацией уральских заводов и государственными чиновниками, призывали к свержению крепостного гнета и захвату помещичьих земель. Правительственные войска с большим трудом подавили восстание, Пугачева предательски схватили и казнили в Москве.

Восстание способствовало усилению консервативных тенденций во внутренней и внешней политике Екатерины. В 1775 г. была проведена губернская реформа, имевшая цель укрепить административный аппарат на местах, усилить контрольно-надзирательные функции государства. Страну разделили на 50 губерний. Во главе каждой находился губернатор, назначавшийся в столице и имевший широчайшие полномочия в вверенном регионе. Губернатор отчитывался непосредственно перед императрицей. Губернии делились на уезды. Глава уездной администрации – капитан-исправник избирался дворянами. Городами управляли назначаемые Сенатом городничие. Екатерина пыталась отделить судебную власть от исполнительной, но учрежденные ею суды оставались сословными, а недостатки законодательства вызывали многочисленные нарекания.

Вершиной продворянской политики Екатерины стала «Жалованная грамота дворянству» дарованная в 1785 г. «Грамота» подтверждала освобождение дворян от обязательного несения службы. Дворяне не облагались налогами, не подлежали телесным наказаниям. Имения объявлялись их полной собственностью. Дворяне участвовали в избрании губернского и уездных предводителей дворянства. «Грамота» еще раз подтвердила роль дворянства как главной социальной опоры императорской власти.

Одновременно, в том же 1785 г. Екатерина подписала «Жалованную грамоту городам», реформировавшую городское управление. Но, несмотря на наличие органов городского самоуправления, грамота сохраняла жесткий контроль за населением городов со стороны государственной администрации.

В 1789 г. началась Великая французская революция. Королевская власть во Франции пала. Обеспокоенная Екатерина приняла еще более консервативный курс, направленный на сохранение социально-политического строя империи и охранение монархических порядков в Европе. Она подумывала о военном вмешательстве во французские дела, при участии России совершилась, правда неудачная, попытка освобождения французского короля Людовика XVI. Усилилась борьба Екатерины с вольнодумством. Ссылкой в Сибирь поплатился А.Н. Радищев, посмевший критиковать крепостной строй в нашумевшей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Другой вольнодумец – знаменитый издатель и журналист, просветитель, видный масон Н.И. Новиков по указанию Екатерины без суда был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Вопрос 5. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Ценой большого напряжения сил России во второй половине XVIII в. удалось решить важнейшие задачи внешней политики: овладеть Причерноморьем и Крымом, расширить сферу влияния на Кавказе. Главным противником России на юге оставалась Османская империя. Обладавшая большими людскими и экономическими ресурсами, она являлась опасным врагом. Но мощь Турции значительно ослабляла порочная система управления, засилье чиновников и феодальной аристократии. Среди подданных турецкого султана числились представители многих народов, в том числе христианских, не заинтересованных в войне с Россией, в которой видели избавителя от турецкого господства.

Русско-турецкая война 1768–1774 гг. продемонстрировала силу русского оружия и таланты русских военачальников. Турция потерпела ряд жестоких поражений на суше и на море. Русский флот под командованием А. Орлова, Г. Спиридова и И. Грейга разбил турецкую эскадру в Чесменской бухте у берегов Малой Азии. Тяжелые поражения потерпели турки от сухопутных войск под командованием П. Румянцева и А. Суворова.

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Россия получила Северное Причерноморье, Турция отказалась от покровительства Крымскому ханству. А в 1783 г. Крым был объявлен русским владением. Многовековое противостояние с Крымским ханством закончилось.

В ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Турция потерпела новые поражения. Войска под командованием фаворита Екатерины II Г. Потемкина захватили крепость Очаков, А. Суворов решительным штурмом овладел главной крепостью турок на Дунае Измаилом. Блестящий русский флотоводец Ф. Ушаков уничтожил турецкий флот у мыса Калиакрия в Болгарии. По Ясскому миру Турция признала владением России Крым. Граница России продвинулась до реки Днестр.

Победы в Причерноморье привели к быстрому освоению новых земель, способствовали развитию сельского хозяйства, торговли и мореплавания в регионе. На завоеванных землях возникли крупные города: Севастополь, Одесса, Екатеринодар (Краснодар) и другие.

В XVIII в. произошло резкое ослабление польского государства. Королевская власть в Речи Посполитой значительно ограничивалось правами и привилегиями дворянства – польской шляхты. В стране периодически вспыхивали междоусобные столкновения, царили беззаконие и беспорядок. Польская шляхта, заботившаяся лишь о своих сословных правах, помыкала интересами государства, а короли ничего не могли ей противопоставить. Польское крестьянство, находившееся в тяжелой крепостной зависимости, ненавидело своих господ, некатолическое население страны возмущалось неполноправным положением. Польша, не имевшая твердого управления, погрязшая в распрях и межсословных противоречиях, представляла легкую добычу для соседей.

Ослаблением страны воспользовались Россия, Австрия и Пруссия, в результате трех разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) Польша оказалась поделена между этими государствами и прекратила существование в качестве суверенного государства. Польские земли, полученные Россией, принесли, скорее, больше головной боли ее правителям, нежели пользы государству. Поляки отчаянно боролись за восстановление государственности, неоднократно поднимали восстания.

Вопрос 6. Итоги правления Екатерины II.

Многочисленные войны, проведенные Россией во второй половине XVIII в., привели к значительному расширению ее территории, но опустошили государственную казну. Финансовым трудностям России поспособствовали и непомерные расходы на содержание императорского двора и подачки приближенным Екатерины. Стремясь решить финансовые трудности, Екатерина впервые в истории страны пошла на выпуск бумажных денег – ассигнаций. Но в результате их чрезмерной эмиссии (выпуска) началась инфляция – резкое обесценивание ассигнаций, так что первый опыт бумажноденежного обращения оказался неудачным. Финансовые трудности только усугубились, выросло налогообложение.

Одновременно усилилась эксплуатация крепостных крестьян на помещичьих землях. Дворяне все более отказывались от элементов натурального хозяйства, обзаводились дорогими предметами быта, тратились на роскошь. Для этого требовались деньги, и помещичье хозяйство стало постепенно втягиваться в рыночные отношения, – помещики старались произвести больше зерна для продажи. Как следствие выросла барщина – работа крепостных на земле помещика. Крестьяне отрывались от работы на собственных наделах, истощали силы непомерным трудом на господина.

Несмотря на заигрывания Екатерины с идеями просветителей, на проведение в жизнь элементов политики просвещенного абсолютизма, крепостной строй только укрепился. Сама Екатерина за годы своего правления раздала около 800 тыс. мужских душ в крепостные. В стране процветала торговля людьми – каждый дворянин имел право приобретать крепостных и распоряжаться ими по собственному усмотрению. Объявления о продаже людей публиковались в газетах.

Правление Екатерины II, несмотря на просветительские увлечения императрицы, способствовало укреплению союза императорской власти и дворянства. Ее эпоха недаром называется золотым веком российского дворянства.

Даты, которые необходимо знать

1762–1796 – правление Екатерины II.

1785 – «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II.

1773–1775 – восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

1789 – начало Великой французской революции.

1768–1774 – русско-турецкая война.

1787–1791 – русско-турецкая война.

Имена

Орлов Григорий Григорьевич – фаворит Екатерины II.

Потемкин Григорий Александрович – фаворит Екатерины II, военачальник.

Суворов Александр Васильевич – полководец.

Румянцев Петр Александрович – полководец.

Ушаков Федор Федорович – флотоводец.

Радищев Александр Николаевич – писатель, автор «Путешествия из Петербурга в Москву».

Вопросы и задания

Вопрос 1. Почему Екатерину II можно назвать узурпатором?

Вопрос 2. Назовите фаворитов Екатерины II.

Вопрос 3. Чем подходы просветителей к познанию мира отличались от традиционных, сформировавшихся в эпоху Средневековья?

Вопрос 4. В чем суть теории общественного договора?

Вопрос 5. Какой идеал монарха рисовали просветители?

Вопрос 6. Назовите основные черты политики просвещенного абсолютизма.

Вопрос 7. Какие меры для укрепления своей власти предприняла Екатерина II в начале царствования?

Вопрос 8. Как вы думаете, какие из своих реформ Екатерина II осуществила под влиянием просветительских идей?

Вопрос 9. Что такое секуляризация? Почему Екатерина осуществила ее в России? Каковы ее последствия для церкви?

Вопрос 10. Что такое межевание? Почему Генеральное межевание принесло выгоду дворянству?

Вопрос 11. В чем особенность подхода просветителей к воспитанию? Каким образом Екатерина II способствовала развитию образования в России?

Вопрос 12. Что такое кодификация?

Вопрос 13. Почему «Наказ» Екатерины II можно назвать идейным обоснованием политики просвещенного абсолютизма?

Вопрос 14. Какие соображения заставили Екатерину II прекратить работу Уложенной комиссии?

Вопрос 15. Назовите причины восстания под предводительством Е.И. Пугачева.

Вопрос 16. В чем заключалась губернская реформа 1775 г.?

Вопрос 17. Какие привилегии получили дворяне по «Жалованной грамоте»?

Вопрос 18. Какие события способствовали нарастанию консервативных тенденций в политике Екатерины II во вторую половину ее царствования?

Вопрос 19. Назовите итоги русско-турецкой войны 1768–1774 гг.

Вопрос 20. Назовите итоги русско-турецкой войны 1787–1791 гг.

Вопрос 21. В чем причины краха Речи Посполитой и раздела ее соседними державами?

Вопрос 22. Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали укреплению крепостного права в правление Екатерины II?