Глава 6. Крещение Руси Владимиром Святославичем. Киевское государство в правление Ярослава Мудрого

Вопрос 1. Князь Владимир Святославич (980–1015). Языческая реформа Владимира.

Отец Владимира – князь киевский Святослав, прославился смелыми военными предприятиями. Ему удалось уничтожить некогда могущественный Хазарский каганат, принудить к уплате дани славянское племя вятичей. Святослав воевал и с Византией. Но походы Святослава принесли мало пользы его государству.

Падение Хазарии привело к расширению территории Древнерусского государства, но одновременно усилило позиции в степи печенегов – тюркоязычного кочевого народа, отличавшегося большой воинственностью. Печенеги заняли широкие степные пространства от Волги до Днепра и дальше – до самого Дуная, и принялись терроризировать пограничные со степью русские земли. Печенегам удалось подстеречь в засаде самого Святослава, князь погиб.

Между его сыновьями вспыхнула усобица. Победителем вышел сидевший в Новгороде Владимир. Разбив войска старшего брата, киевского князя Ярополка, он пригласил его на переговоры и коварно умертвил, – воины Владимира пронзили его мечами. Киевский престол оставался за Владимиром с 980 г. до самой его смерти в 1015 г.

Клятвопреступник и братоубийца, многоженец, любимец дружины и киевлян, герой былин – Владимир являет образчик классического варварского правителя-язычника. Но именно Владимир обратил русские земли в христианскую веру. К этому шагу его, судя по всему, подтолкнули не личные убеждения и пристрастия, причина лежала в практической плоскости – Владимиру требовалось консолидировать зарождавшуюся древнерусскую народность единой и обязательной для каждого идеологией.

В первые годы правления Владимир пытался установить в русских землях почитание пантеона языческих богов. В Киеве построили капище (культовое сооружение у славян), которое Владимир старался превратить в центральный храм государства. Языческий пантеон (собрание богов) Владимира включал Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Они приняли значение общегосударственных богов. Летопись сообщает, что киевляне приносили этим богам жертвы, по некоторым сведениям, правда не вызывающим полного доверия, даже человеческие.

Но языческие боги не оправдали надежд Владимира. Язычество оставалось пережитком догосударственной эпохи. Многобожие не способствовало единению общества. Варяги, остававшиеся в дружине Владимира, поклонялись одним богам, финно-угорские племена – другим, у каждого славянского племени имелись свои главные, наиболее почитавшиеся божества. Язычество отбрасывало русскую землю на периферию цивилизованного мира. Оно воспринималось соседями Руси как пережиток дикости, свидетельство неполноценности. Владимир требовалось ориентироваться на наиболее успешные и могущественные государства, заимствовать их опыт.

Вопрос 2. Крещение Руси (988 г.).

Принятие одной из мировых религий могло повысить не только престиж государства, но и авторитет его правителя. Летопись приводит легендарный рассказ о выборе веры Владимиром Святославичем. Имеются большие сомнения в его достоверности, но он верно показывает, какие варианты мог рассматривать князь.

Константинопольская патриархия и римское папство в конце X в. еще не порвали окончательно, но между двумя религиозными центрами продолжалось соперничество, и нарастала вражда. Рим требовал признать свое верховенство в религиозных вопросах, константинопольская патриархия не собиралась поддаваться его амбициям. Если креститься, приходилось выбирать между Константинополем и Римом.

Другой альтернативой был ислам. В соседней с Русью Волжской Булгарии ислам признавался государственной религией. Согласно летописи, когда волжские булгары объяснили Владимиру законы своей веры, князь ответил: «Руси веселье пить, не можем без того быть!» Ислам категорически запрещает употребление спиртных напитков. Вряд ли это была главная причина, отвратившая Владимира от Корана. Скорее всего, Владимир руководствовался несложными политическими соображениями. Владимир не имел прочных контактов с исламскими правителями, Волжская Булгария не относилась к числу крупных государств, а от центров ислама Русь отделяли значительные расстояния.

И географически и этнически Русь была ближе к Европе. Страны, населенные славянами, уже исповедовали христианство. Оставалось решить: Рим или Константинополь. Владимир выбрал Константинополь. В Киеве уже существовала православная община. Бабка Владимира – княгиня Ольга, крестилась в Константинополе. С Византией давно установились тесные экономические связи, многие из окружения Владимира, вероятно, бывали в Константинополе. В X в. Византия оставалась одним из могущественнейших государств мира. Византийские императоры воспринимались как наследники Римской империи, они признавались самыми высокими по положению правителями в Европе. Столица империи поражала размерами, порядком и великолепием дворцов и храмов. Собор Св. Софии – долгие столетия одно из крупнейших сооружений человечества, производил на посетителей грандиозное впечатление.

Немаловажно, что римские папы имели куда большую светскую власть, чем константинопольские патриархи, и нередко пользовались ею, вмешиваясь в дела светских государей. Перспектива попасть в политическую зависимость от Рима не могла устроить Владимира.

К греческому варианту христианства привлекала и возможность вести богослужение на славянском языке, тогда как папство неохотно отказывалось от латыни. Многие богослужебные книги уже имелись в славянских переводах и, вероятно, их читали в Киеве. Выбор Константинополя был самым естественным шагом и воспринимался таковым современниками Владимира.

Соглашаясь принять крещение от греков, Владимир задумывал породниться с византийскими императорами. Брак с царевной обещал вознести престиж киевского князя на небывалую высоту. Греки воспротивились планам Владимира, считая его недостойным столь высокой чести. Владимир настаивал и двинул войска на византийскую колонию в Крыму – город Херсонес. После длительного сопротивления город сдался киевскому князю. Византии пришлось пойти на уступки – греки согласились выдать за Владимира царевну Анну. В Херсонесе состоялся обряд крещения Владимира, а затем его бракосочетание с Анной. Затем Владимир повелел креститься киевлянам. Православная церковь считает датой крещения Руси 988 г.

Христианство распространялось по территории государства многие десятилетия. Недавно присоединенные племена считали христианство инструментом их подчинения Киеву и нередко оказывали сопротивление. Доходило и до убийств христианских миссионеров. Пережитки языческих обычаев долго сохранялись на Руси, многие органически слились с христианским мировоззрением и обрядностью.

Христианство, постепенно завоевав Русь, стало главной идеологией, во многом определило характер русского народа. Распространение христианства способствовало смягчению нравов, развитию литературы, зодчества и других искусств.

Вопрос 3. Расцвет Киевского государства в правление Ярослава Мудрого (1019–1054).

Сыновья Владимира были от разных жен и сильно враждовали. Смерть отца в 1015 г. привела к ожесточенной схватке между братьями. Старший – Святополк, приказал умертвить братьев Бориса и Глеба. За мученическую кончину их впоследствии канонизировали, они считаются первыми святыми из русских. Погиб и другой брат – Святослав.

Сын Владимира и Рогнеды – Ярослав, его прозвали Мудрым, сидел наместником в Новгороде. Новгородцы, понимая, что победа Святополка усугубит их зависимость от Киева, решили поддержать своего князя. Война, растянувшаяся на несколько лет, закончилась поражением Святополка, за жестокость прозванного Окаянным. С другим братом – Мстиславом, Ярослав договорился о разделе государства, сам сел в Киеве – он оставался киевским князем с 1019 по 1054 гг., а Мстиславу достались земли по левую сторону Днепра. Когда Мстислав умер, не оставив потомства, Ярослав объединил под своей властью почти всю территорию, входившую в державу отца.

С именем Ярослава Мудрого связано составление «Русской правды» – первого письменного закона на Руси. «Русская Правда» положила начало переходу от обычного права к санкционированному государством законодательству. Обычное право – это ряд норм, определенных традицией и разделяемых большей частью общества, то есть право по обычаю, по старине. Нормы обычного права существуют по взаимному соглашению и, как правило, передаются устно из поколения в поколение. Появление письменного законодательства – свидетельство усложнения древнерусского общества, далеко вышедшего за пределы родоплеменного строя и присущих ему правоотношений. «Русская Правда» была дополнена сыновьями Мудрого – братьями Ярославичами, его внуком – Владимиром Мономахом и другими князьями. Историки используют ее для реконструкции социальных отношений в Древнерусском государстве.

Ярославу пришлось вести упорную борьбу с печенегами. В 1036 г. кочевники, прорвав пограничную оборону, достигли Киева и осадили городские укрепления. Ярослав, находившийся в Новгороде, немедленно бросился на спасение столицы с наемными варягами и новгородцами. У стен Киева разгорелось ожесточенное сражение. Воины Ярослава нанесли печенегам сокрушительное поражение, от которого кочевники уже не оправились. Печенежская опасность была ликвидирована. В честь победы Ярослав приказал заложить, в подражание константинопольскому, собор Св. Софии, на многие столетия ставший главным украшением Киева.

Ярослав настойчиво продолжал политику христианизации. Он владел грамотой и сам читал священные книги. Ему удалось добиться для русской церкви статуса митрополии. Стараясь снизить зависимость от греческого клира, князь заботился об обучении грамоте будущих священников. Ярослав впервые настоял на поставлении митрополитом не грека, а русского – выдающегося проповедника Илариона.

Победы над внутренними и внешними врагами способствовали укреплению власти Ярослава. В его правление киевская держава достигла зенита могущества – Ярослав считался среди первых государей христианского мира. На высокий международный статус Руси указывает брачная политика князя: его дочери были замужем за королями Франции, Норвегии и Венгрии; младший сын Всеволод женился на византийской царевне.

Вопрос 4. Социальная и военно-политическая организация Древней Руси в середине XI в.

«Русская Правда» дает бесценный материал, позволяющий, с относительной достоверностью, реконструировать структуру древнерусского общества.

Верховная власть над Русью принадлежала киевскому князю, а государственная территория считалась коллективной собственностью рода Рюриковичей. Могущество князя основывалось на силе его дружины – сообщества воинов, принесших присягу верности в обмен на княжеское содержание, долю добычи и государственных доходов. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшие дружинники именовались боярами, они составляли ближайшее окружение князя: командовали полками, назначались посадниками и наместниками, боярин огнищанин заведовал княжеским хозяйством. Младшие дружинники – отроки, составляли главную военную силу князя, выступали в качестве среднего командного состава, занимали посты в среднем звене управления.

Дружинники пользовались особым покровительством князя. Они не представляли собой замкнутой социальной группы – в разряд дружинников мог попасть любой воин, отличавшийся силой и доблестью. Князья, желавшие иметь сильное войско, проявляли щедрость: награждали дружинников дорогими подарками, устраивали пиры и охоты для их развлечения.

Особый статус имели представители духовенства. Во главе русской церкви находился митрополит, назначавшийся по согласованию с русскими властями константинопольским патриархом. Территория русской митрополии делилась на церковные административные округа – епископства, возглавлявшиеся епископами. Митрополиты и епископы, как правило, были из греков, что несколько отделяло их от паствы. Большим авторитетом у народа и князей пользовались русские монахи-подвижники и настоятели крупнейших монастырей. Они много делали для пропаганды вероучения, гуманизации общественных отношений, нередко выступали в качестве миротворцев во время княжеских усобиц.

Многие храмы и монастыри имели покровителя в лице государственной власти, получали значительные отчисления из государственных доходов, обзаводились собственными сельскохозяйственными угодьями, и сосредоточивали большие богатства.

«Русская Правда» и летописи сохранили скупые сведения о некоторых представителях княжеской администрации. Посадник представлял власть князя на определенной территории, назначался из состава старшей дружины. Тиун – княжеский приказчик, заведовал хозяйством на княжеских землях, считался человеком князя и часто происходил из холопов (рабов), но благодаря положению, имел высокий общественный статус. Известны также вирники – сборщики виры – судебных штрафов; мытники – чиновники, собиравшие торговые пошлины и следившие за порядком на рынках; городники – они управляли государственными строительными работами; мостники – отвечали за содержание мостов и дорог.

Горожане занимали более высокую ступень общественной лестницы, чем сельские жители. Простых горожан называли посадскими, а часть города, за исключением детинца (кремля), называли посадом. Особой категорией горожан считались купцы, их называли гостями. В городах селились княжеские дружинники, бояре, потомки старой племенной аристократии, они составляли элиту городского сообщества. Горожане проживали компактно, по сравнению с сельскими жителями были сплоченнее, обладали значительными средствами и могли постоять за свои интересы. Во многих городах продолжало собираться вече – собрание членов городской общины. Решения на вече принимались, как правило, криком, – побеждало предложение, за которое выступало больше голосов. Сильные городские общины активно участвовали в общественно-политической жизни, вмешивались в конфликты князей.

Города считались господами по отношению к сельской округе, которую эксплуатировали. Многие города являлись местами пребывания представителей княжеской власти, центрами сбора даней с окрестного населения. Горожане могли участвовать в полувоенных походах за данью и получать свою долю. Старые города, закрепившие за собой право эксплуатации определенных территорий, назывались «старшими» по отношению к подчиненным «младшим» городам. Между городскими общинами, поэтому, шла постоянная борьба за влияние, за старшинство. Города стремились получить к себе наместником сына киевского князя или его родственника, чтобы упрочить, таким образом, свое старшинство над округой.

Если в крупном городе не было наместника из Рюриковичей, князь назначал в него посадника, облекавшегося высшей административной и военной властью. В городах существовала сотенная военная организация: городское ополчение возглавлял тысяцкий, ему подчинялись сотские – представители среднего звена городской военной организации.

Самой многочисленной категорией населения являлись свободные общинники – члены сельских соседских общин. Общину называли вервью, впоследствии – миром. Сельская община была нижним звеном социальной организации – базовым элементом, из которого составлялось общество. Государство строило отношения с сельским населением почти исключительно посредством общины. Сбор дани, налогов, организация повинностей производились исключительно через общину. Земледелец всегда выступал в коллективе, а не индивидуально. Община играла важную роль не только как посредник между земледельцем и государством, но и в качестве механизма коллективной защиты и взаимопомощи. Общинники делились с соседями хлебом во время голода, оказывали помощь при строительных работах, совместно защищались от врагов, а при необходимости, от произвола со стороны государства. В суровых климатических условиях, особенно в северных лесных областях, где господствовало подсечно-огневое земледелие, община организовывала работы по совместному освоению земель. Община просуществовала в России до начала XX в. Общинный коллективизм оставил неизгладимый след в обычаях, повадках, традициях русского народа.

К категории зависимого населения относились смерды, закупы и рядовичи. Смердами, по-видимому, называли земледельцев попавших в зависимость от князя или крупной городской общины. Они оставались лично свободными. Закупы – это земледельцы, взявшие долг – купу, и обязанные отработать его заимодавцу. Закупы не могли покинуть господина до отработки долга, но не были рабами, – если господин пытался продать закупа в холопы, тот освобождался от долга и получал возмещение вреда. Рядовичи – земледельцы, попавшие в зависимость по ряду – договору. Они, как и закупы не были рабами.

Внизу социальной лестницы располагались холопы – рабы, находившиеся в полной собственности господина. Холоп не мог быть свидетелем на суде, юридическую ответственность за его действия нес хозяин. Число холопов в древнерусское время оставалось незначительным.

Даты, которые необходимо знать

988 – Крещение Руси князем Владимиром Святославичем.

1036 – Разгром Ярославом Мудрым печенегов под стенами Киева.

Имена

Святослав – киевский князь, отец Владимира, выдающийся полководец. Уничтожил Хазарский каганат. Воевал с Византией. Погиб в бою с печенегами.

Ярополк Святославич – киевский князь. Убит в результате усобицы братом Владимиром.

Владимир Святославич – киевский князь. Принял православное христианство в качестве государственной религии.

Перун – бог, возглавлявший языческий пантеон, установленный Владимиром.

Ярослав Владимирович Мудрый – киевский князь, сын Владимира Святославича. Пришел к власти в результате победы над братом Святополком. В его правление началось составление «Русской Правды». Разгромил печенегов.

Святополк Окаянный – князь. Коварно умертвил братьев Бориса, Глеба и Святослава.

Борис и Глеб – сыновья Владимира Святославича. Убиты братом Святополком. Канонизированы. Первые святые из русских.

Иларион – первый митрополит в Киеве из русских.

Вопросы и задания

Задание 1. Назовите основные ступени социальной иерархии в Древней Руси, начиная князем и заканчивая холопами.

Результаты работы можно графически изобразить в виде ступенчатой пирамиды или лестницы.

Вопрос 1. Какие положительные и отрицательные последствия для Руси имели походы князя Святослава?

Вопрос 2. Назовите причину, подтолкнувшую князя Владимира Святославича к религиозным реформам.

Вопрос 3. Почему языческая религия перестала устраивать Владимира?

Вопрос 4. Из каких мировых религий выбирал веру Владимир? Почему он выбрал православное христианство?

Вопрос 5. Что такое обычное право? В чем значение «Русской Правды» для укрепления государственности?

Вопрос 6. Какой архитектурный памятник возведен в честь победы Ярослава Мудрого над кочевниками? В каком городе его можно увидеть?

Вопрос 7. Почему Ярослав Мудрый настаивал на поставлении русским митрополитом Илариона?