Глава 5. Возникновение Древнерусского государства

Вопрос 1. Русское летописание как исторический источник.

Русское летописание начинается в первой половине XI в., в правление князя Ярослава Мудрого, и продолжается на протяжении шестисот лет. Лишь в XVII столетии его окончательно сменяют иные жанры исторического повествования. Основу летописного текста составляли записи об исторических событиях, расположенные в хронологической последовательности по годам. «Летом» на Руси называли год, в этом смысле слово применяется и в современном русском языке, например: «Сколько ему лет?». Отсюда и «летопись» буквально – «годоописание» или «запись по годам».

«В лето 6576. Приидоша иноплеменницы на Русскую землю Половцы мнозе. Изяслав же и Святослав и Всеволод изиидоша противу им на Льто. И бывши нощи, поидоша противу собе. Грех ради наших попусти Бог на ня поганыя, и победиша Половцы».

Сообщение летописи начинается с даты: «В лето 6576» или в переводе: «В год 6576». Летописные записи датировались по принятому на Руси византийскому летоисчислению от сотворения мира, а в современном Григорианском календаре летоисчисление ведется от рождества Христова. Перевод летописных дат в современную систему счисления – задача не из легких, нередко приходится довольствоваться точностью в один-два года. Приведенное сообщение летописи принято относить к 1068 г. от рождества Христова, его полный перевод:

«В год 6576 (1068 ). Пришли иноплеменники на Русскую землю – половцы во множестве. Изяслав же и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И была ночь, и пошли друг на друга. Грехов ради наших попустил Бог поганым, и победили половцы».

Так летопись сообщает о битве князя киевского Изяслава Ярославича и его братьев Святослава и Всеволода с половцами на реке Альте, закончившейся тяжелым поражением русских дружин.

Летописи не являются авторскими произведениями – они плод коллективного творчества. В составлении летописи участвовали многие поколения летописцев, они не только дополняли текст записями о современных им событиях, но и свободно распоряжались трудами предшественников, могли исключать отдельные части, вставлять новые, изменять политическую окраску летописания. В летопись нередко записывались сборники законов, жития святых, рассказы из библейской истории, художественные и исторические сочинения разных авторов. Подчеркивая составной характер содержимого летописей, их иногда называют летописными сводами.

Важной вехой в становлении русского летописания стало творчество монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Основываясь на трудах ранних летописцев XI века и собственных записях, Нестор в 1113 г. составил «Повесть временных лет», вобравшую уникальные сведения об истории возникновения и развития Древнерусского государства на протяжении IX – XII веков.

«Повесть» получила широкое распространение в русских землях, создала прочную основу для дальнейшего летописания. Многие летописные своды начинают рассказ о русской истории именно с «Повести временных лет». Ее можно найти в знаменитых Лаврентьевской, Ипатьевской и многих других летописях.

Главная трудность в изучении древней истории Руси заключается в невозможности перепроверить многие сведения летописей по другим источникам. Современным исследователям известны сочинения арабских историков, географов и путешественников, западноевропейские хроники, сочинения византийских историков, но они дают о русских делах лишь фрагментарные сведения. Данные археологии позволяют реконструировать быт, хозяйственную деятельность и погребальный обряд древнего населения, но дают ничтожные сведения о политической истории, они лишь дополняют сведения письменных источников, иногда корректируют их, но не способны подменить.

Изучение летописания требует взвешенного, критического подхода. Было бы непростительной ошибкой, поддаваясь очарованию древнего языка, слепо доверять летописцу. У него были свои симпатии и антипатии, возможно, личные политические интересы. Летописец, такова природа человека, не мог оставаться абсолютно беспристрастным, он оценивал исторические события с субъективных позиций, через призму собственного мировоззрения.

Летописание было важным явлением в политической и духовной жизни русского общества. Оно служило мощным инструментом пропаганды и могло использоваться в политической борьбе. Светские и духовные власти не оставляли его без внимания. Именно они, как правило, выступали заказчиками летописных произведений, и летописцу волей-неволей приходилось учитывать их пожелания.

Нередко трудно представить, какими источниками пользовался летописец, рассказывая о событиях отдаленных от него на сотню и более лет. «Повесть временных лет» рассказывает о событиях, сопровождавших возникновение Древнерусского государства и относящихся к IX веку. Нестор работал в начале XII века, значит от описываемых событий его отделял промежуток в два с лишним столетия. Да, у Нестора были предшественники – летописание началось еще в первой половине XI века, но даже их отделяло от описываемых событий порядка 100 – 150 лет.

Чем же пользовались летописцы? Устным народным преданием? Героическими песнями дружинников? Но эти источники, по сути, художественные и не очень точные.

Летопись, как жанр, была не только историческим, но в большой мере и художественным произведением. Для летописца была важна не только достоверность изложения, но и художественная выразительность текста. Многие летописные фрагменты поражают утонченной красотой языка, выраженным ритмом, сближающим летописное произведение с поэзией. Но художественное и историческое мышление заметно различаются. Не пожертвовал ли летописец историчностью ради художественной выразительности? Этим вопросом нередко задаются исследователи летописания, но не всегда находят на него убедительный ответ.

Вопрос 2. Призвание Рюрика. Норманская и антинорманская теории.

Возникновение русской государственности один из наиболее спорных моментов отечественной истории. Летопись датирует начало Руси 862 г. Это неточная, легендарная дата, тем не менее, именно с нее условно принято вести отсчет отечественной истории.

«6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля».

(Повесть временных лет. Пер. Д.С. Лихачева)

Согласно «Повести временных лет» славянские племена словен и кривичей и их финно-угорские соседи платили дань варягам. Когда в 862 г. варягов изгнали, среди победителей разгорелась ожесточенная борьба за власть. Было решено пригласить правителя со стороны. Подобная практика была распространена в средневековье: правителем избирали представителя знатного рода, имевшего сильное войско и способного защитить своих новых подданных. Выбор пал на Рюрика. В «Повести» указывается, что Рюрик был варягом, а племя или род, к которому он принадлежал, называлось русью. Рюрик явился со всем своим родом и двумя братьями – Синеусом и Трувором.

Толкование приведенного летописного фрагмента вызвало большие споры среди историков. В XVIII в. ряд российских ученых – немцев по национальности, изучая летописание и, в частности, приведенный фрагмент, заострили внимание общественности на роли германского влияния на процесс становления государственности на Руси. Точка зрения Шлецера, Байера и Миллера – ученых, впрочем, вполне добросовестных, вызвала резкое неприятие части русской общественности. Против коллег резко выступил М.В. Ломоносов. Страсти быстро накалились. Зазвучали громкие речи...

В XVIII в. позиции немецкой диаспоры в государственной администрации, армии и науке России быстро укреплялись. Это вызывало, хотя и хорошо сдерживаемое, недовольство части русского дворянства. Так что спор о роли варяжского элемента в становлении русской государственности разом принял общественно-политический оттенок.

Возникло два основных подхода к решению проблемы, или две теории: норманская и антинорманская. Норманисты, во-первых, считают варягов русских летописей скандинавами, то есть, германцами. Они, во-вторых, подчеркивают роль варягов в становлении Древнерусского государства, считая их главными инициаторами и проводниками этого процесса.

Антинорманисты находят в летописи много серьезных недоговорок и противоречий. Они резонно говорят о слабой информированности летописцев, писавших спустя полтора, а то и два столетия после описываемых ими событий; о политической заинтересованности Киевских властей в древней и иноземной генеалогии... Критикуя летопись, антинорманисты отказываются признавать за этнонимом «русь» скандинавское происхождение, они придерживаются мнения, что варяги Рюрика принадлежали какому-то славянскому прибалтийскому племени или иному народу. Они подчеркивают, что условия для возникновения государства сформировались внутри славянско-финно-угорской общности.

Споры продолжаются уже два с половиной столетия. Авторитетные специалисты зачастую занимают в них противоположные позиции. Но в современной исторической науке норманская и антинорманская теории в чистом виде уже не находят большого числа поклонников. Возникли новые, более осторожные подходы к проблеме: ряд современных ученых, например, признавая скандинавское происхождение Рюрика и его дружины, считают, что русью или русской землей назывались не варяги Рюрика, а население Среднего Поднепровья – поляне и соседние с ними славянские племена. История возникновения государственности, в свете новейших исследований, приобретает характер сложного, многофакторного процесса, суть которого трудно свести лишь к дискуссии о роли скандинавского элемента.

Письменные источники вряд ли способны расширить знания о древнейшем этапе русской государственности. Их потенциал почти исчерпан. Текстам даны тысячи толкований. Многие сведения известны лишь по летописному рассказу, перепроверить их невозможно. Большие надежды возлагаются на археологию, с ее богатейшей и слабо изученной источниковой базой. Но археологические изыскания очень дороги и требуют большого времени.

Несмотря на несомненную легендарность даты, именно 862 г. принято считать началом российской государственности.

Вопрос 3. Правление Олега (879–912).

Согласно летописи, после смерти Рюрика в 879 г., власть в качестве опекуна его малолетнего сына Игоря принял князь Олег. По летописным данным Олег правил в 879 – 912 годах. Главными задачами Олега были борьба за овладение путем «из варяг в греки» и расширение территории государства. Путь «из варяг в греки» соединял Балтийское или Варяжское море с Константинополем – столицей греков, то есть Византийской империи. Передвигаться по суше на значительные расстояния с грузом и при отсутствии дорог было дорого и опасно. Главными торговыми магистралями на пространстве Восточно-европейской равнины служили реки. Обычно грузы перевозили из Балтийского моря вверх по течению реки Западная Двина, затем вверх по течению ее притока, далее волоком в приток Днепра, вниз по его течению, вниз по течению Днепра, минуя волоком днепровские пороги, в Черное море, и вдоль его побережья в Босфор, и далее к Константинополю.

Овладение путем имело важное стратегическое значение. Торговля с Византией приносила большую выгоду и хозяин пути получал в ней значительную долю. Славянские племена, занимавшие Поднепровье, неизбежно попадали в зависимость от силы, способной контролировать путь. Олег ясно осознавал важность этого направления. Можно сказать, что его активная деятельность по завоеванию пути дала решительный импульс возникновению древнерусской государственности под главенством Рюриковичей.

Большую часть северной половины пути Олег уже контролировал, требовалось завоевать его днепровскую часть.

Ключевым пунктом, обеспечивавшим господство в Среднем Поднепровье, являлся главный город славянского племенного союза полян – Киев. В нем правили варяги Аскольд и Дир. Киев расположен в среднем течении Днепра, на границе со степью. Торговые суда, двигавшиеся на юг, делали в Киеве последнюю стоянку перед длительным и опасным переходом по местности, населенной кочевниками. Никто не мог пройти по Днепру без позволения правителя Киева, и только он мог обеспечить охрану судов по дороге к морю.

В 882 г. Олег захватил Киев и перенес в него столицу государства. С этого года сформировавшееся государство можно называть Киевской Русью. Поляне попали под власть Олега. Затем ему удалось подчинить и другие поднепровские славянские племена, до этого платившие дань Хазарии. Хазары начали войну с Олегом, но потерпели поражение.

Следующей целью Олега стал конечный пункт пути «из варяг в греки» – Константинополь. Вряд ли киевский правитель стремился завладеть столицей Византийской империи. Константинополь был очень хорошо укреплен. Воины Олега, не имевшие ни опыта осады каменных крепостей, ни осадных машин, не могли рассчитывать на успех в таком предприятии. Олегу был нужен не Константинополь, а крупнейший в Европе константинопольский рынок, вернее возможность торговать на нем на выгодных для Олега и его подданных условиях.

Деятельность иностранных купцов в Константинополе строго регламентировалась. Они не могли находиться в столице дольше трех месяцев, ограничивалось количество шелковых и других драгоценных тканей, которые купец мог приобрести и вывезти из страны – это делалось для увеличения дефицита и, как следствие, повышения цен на изделия византийских шелкоткацких мастерских. Иностранные купцы облагались высокими пошлинами в пользу императорской казны.

В 907 г. огромное войско Олега осадило столицу Византийской империи. Византийцы сочли за лучшее откупиться от варваров. Олег единовременно получил крупную сумму – ему требовалось наградить воинов, рисковавших в опасном походе. Затем начались переговоры об условиях мира. В результате в 907 и 911 гг. были заключены соглашения с Византией – по-видимому, первые письменные межгосударственные договоры в русской истории. Тексты договоров сохранились в «Повести временных лет». Русские купцы получили в столице Византии особые льготы. Но главным достижением Олега стало право неограниченной и беспошлинной торговли в Константинополе.

Таким образом, Олегу удалось сформировать территориальное ядро нового государства, создать предпосылки для его дальнейшего расширения, установить полный контроль над важным торговым путем.

Даты, которые необходимо знать

862 – Призвание Рюрика. Возникновение Древнерусского государства.

882 – Захват Киева Олегом. Перенос столицы государства в Киев.

Имена

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец, составитель «Повести временных лет».

Рюрик – князь, основатель династии древнерусских князей.

Шлецер, Байер, Миллер – немецкие ученые на русской службе, первые норманисты.

Ломоносов М.В.

Аскольд и Дир – правители Киева, убитые Олегом.

Олег – князь. Захватил Киев, присоединил к государству ряд славянских племен, воевал с Хазарией, совершил поход на Константинополь.

Вопросы и задания

Вопрос 1. Что такое летопись?

Вопрос 2. Почему летописи не являются авторскими произведениями?

Вопрос 3. Почему летописи иногда называют летописными сводами?

Вопрос 4. Каким образом уникальность летописных сведений создает трудности для исследователя?

Вопрос 5. Изучение летописей требует критического подхода. Почему? В чем недостатки летописей как исторического источника?

Вопрос 6. Назовите возникшие в XVIII в. два подхода к объяснению истории становления русской государственности. Чем они различаются?

Вопрос 7. Какие регионы соединял путь «из варяг в греки»? Почему Киев являлся стратегическим пунктом на этом пути?

Вопрос 8. Назовите, кто правил в Киеве до Олега?

Вопрос 9. Каковы причины похода Олега на Константинополь? Добился ли он поставленных целей?