Глава 2. Происхождение славян

Вопрос 1. Первые упоминания славян в письменных источниках

Реконструкция ранней истории славян – нелегкая задача. Письменные источники начинают упоминать о славянах лишь с начала новой эры, да и упоминания эти весьма смутны, неточны, допускают множество трактовок. В ранних сообщениях о славянах фигурирует этноним венеды. Интересно, что и в новое время в Прибалтике и германских землях славян иногда называли венедами. Распространялся ли этот этноним в древности на всех славян, или так называлось лишь какое-то одно славянское объединение, на этот вопрос нет однозначного ответа.

Наиболее раннее сообщение о славянах-венедах читается в «Естественной истории» – сочинении Гая Плиния Секунда Старшего (23/24 г. н. э. – 79 г. н. э.). Описывая Восточную Европу, Плиний упоминает Уральские горы, Северный Ледовитый океан, Скандинавский полуостров, реку Вислу. Среди племен, населяющих земли в окрестностях Вислы, Плиний называет венедов. Никакой информации об их образе жизни и обычаях Плиний не дает. Куда лучше Плинию известны германские племена, с которыми римляне контактировали на северных рубежах империи. Плиний называет ряд германских племен, например, кимвров и вандалов. С венедами же римляне непосредственных отношений не имели, и скудные сведения о них Плиний, по всей видимости, получил из третьих рук, вероятно от тех же германцев.

Другое интересное сообщение о венедах оставил выдающийся римский историк рубежа I – II вв. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – раньше 117 гг. н. э.). Судя по сведениям Тацита, венеды занимали территорию Повисленья (в бассейне р. Вислы). Тацит – представитель утонченной античной цивилизации, дает весьма пренебрежительную характеристику венедам. Для него они дикие, неопрятные и свирепые варвары, которые «ради грабежа рыщут по лесам и горам». При этом Тацит отмечает сходство обычаев венедов и германцев: и те и другие строят дома, носят щиты и передвигаются пешими, в отличие от кочевников, проводящих всю жизнь в седле.

Вопрос 2. Ранние славяне по археологическим данным

Скудость или полное отсутствие письменных свидетельств о ранней истории славян историки пытаются восполнить данными археологии. Но и на этом пути возникают огромные, подчас непреодолимые пока сложности.

Археологические данные позволяют реконструировать материальную культуру древнего населения, по ним нередко удается проследить ареал распространения и миграции отдельных этнических групп. Но археологам чрезвычайно сложно сопоставить археологическую культуру с известным по письменным сведениям народом. Действительно, ни формы керамических сосудов, ни особенности орудий труда, ни планировка жилищ не могут однозначно указать на этническую принадлежность населения, оставившего эти артефакты. Какому роду-племени принадлежала женщина, чьи руки слепили керамическую миску? На каком языке говорил кузнец, выковавший этот топор? Археологи, подчас, не могут ответить на эти вопросы.

Отсюда и трудности, с которыми сталкивается исследователь истории раннего славянства. Любая концепция происхождения и расселения славян имеет гипотетический, предположительный характер. Сложные, подчас противоречивые выводы крупнейших специалистов по археологии ранних славян способны привести историка в замешательство. В учебных целях, с известной долей допущения, можно представить следующую картину.

Прародина славян – земли в верховьях реки Вислы, протекающей по территории современной Польши и район Среднего Поднепровья – на территории современной Украины. Среди археологических культур, которые можно отождествить с ранними славянами, крупнейшие – это зарубинецкая культура, киевская культура и, отчасти, пшеворская культура.

Пшеворская культура (II в. до н. э. – начало V в н. э.) сформировалась в междуречье Вислы и Одера, затем распространилась до бассейна Западного Буга и верхнего течения Днестра. Пшеворская культура не являлась моноэтнической, в ее формировании совместно участвовали германские и славянские племена. Ряд археологов считает, что германский элемент в пшеворской культуре преобладал. Не вдаваясь в сложности научных дискуссий, можно принять предположение о синкретичном (смешанном) этническом составе пшеворского населения.

Восточнее ареала распространения пшеворской культуры находилась территория зарубинецкой культуры (конец III в. до н. э. – начало II в. н. э.). Памятники зарубинецкой культуры найдены в современном Полесье и украинской лесостепи – от бассейнов рек Припяти, Сожа и Десны на севере до Трубежа и Южного Буга на юге.

Большинство исследователей относят зарубинецкую культуру к праславянским, хотя многие авторитетные специалисты не согласны с такой точкой зрения.

Поселения зарубинецкой культуры – мысовые и пойменные. Мысовые поселения могли иметь оборонительные сооружения. Размещались гнездами по 10 – 15 поселений. Каждая группа поселений принадлежала одному племени.

Жилища зарубинецкой культуры – квадратной или прямоугольной формы. Однокамерные – без внутренних перегородок, размерами 3–4 на 4–5 м. Крыши у жилищ зарубинецкой культуры делались двускатными. Жилища отапливались очагом, размещавшимся возле стены или в центральной части помещения.

Важнейшей отраслью хозяйства являлось земледелие. По-видимому, землю обрабатывали деревянными ралами. Системой землепользования являлся перелог. Из зерновых культур преобладало просо, выращивали пшеницу-двузернянку, пленчатый ячмень. Рожь, характерная для парового земледелия, не выращивалась. Возделывали горох, репу, коноплю и лен.

В условиях относительно теплого климата (в эпоху зарубинецкой культуры он был мягче) имелась достаточно богатая кормовая база для животноводства. Содержали коров, свиней, лошадей и мелкий рогатый скот. Дополнительное пропитание давали охота и рыболовство.

В рационе населения, по-видимому, преобладала каша, употреблялись дичь и мясо домашних животных, рыба.

Гончарное дело у населения зарубинецкой культуры еще не выделилось в ремесло. Более 95% керамики составляли лепные сосуды местного изготовления. Обжигали ее на костре. Изготовлением посуды занимались на дому, судя по оставшимся на сосудах отпечаткам пальцев, – женщины. Посуда делилась на лощеную – столовую и нелощеную – кухонную.

Из орудий труда известны железные ножи, серпы, косы, топоры, долота и зубила, рыболовные крючки, остроги, железные иглы, шилья и бритвы. Из оружия известны железные наконечники копий.

В погребальном обряде преобладали трупосожжения (более 90%). Как правило остатки кремации закапывались в яму. Урновые захоронения встречаются значительно реже. Погребальный инвентарь скудный: как правило, один или несколько керамических сосудов.

Киевскую культуру (конец II в. н. э. – середина V в. н. э.) большинство исследователей относят к славянским культурам. Но существуют и другие точки зрения. Часть авторитетных специалистов относит население киевской культуры к восточно-балтским племенам.

Поселения киевской культуры – неукрепленные небольших размеров селища. Обычно они располагались на приречных участках первых надпойменных террас. Культурный слой на поселениях слабый, что говорит о недолговременности их существования. Возможно, особенности хозяйства населения требовали периодического переноса жилищ на новые участки.

Жилища киевской культуры однокамерные, квадратные в плане, площадью 10–17 кв. м. полуземлянки. Стены жилищ обычно складывались из бревен по срубной (бревна идут горизонтально) или столбовой (бревна устанавливаются вертикально) схеме. Иногда возводились постройки каркасно-плетневой конструкции. Стены перекрывались двускатной крышей. Жилища отапливались очагом, расположенным в северном углу или по центру помещения.

Основой хозяйства населения киевской культуры являлось земледелие. Выращивали, в основном, просо и рожь, реже пшеницу (двузернянку и спельту) и ячмень. Из домашних животных преобладал крупный рогатый скот, численно ему уступали свиньи, козы, овцы и лошади. Промыслы имели подсобное значение.

Керамическая посуда изготавливалась в домашних условиях лепным способом. Изредка для формовки применялся поворотный столик. Гончарный круг не использовался. Орудия труда изготавливались из железа и стали. Использовались железные наральники, серпы, долота, скобели, сверла.

Предметы убора и украшения производились, в основном, из бронзы и железа. Среди украшений большое распространение получили изделия с выемчатой эмалью, достаточно сложные в изготовлении. Они делались из литой бронзы, углубления в которой заполнялись разноцветной стекловидной массой, придававшей им богатый и нарядный вид.

Киевская культура испытала некоторое воздействие со стороны черняховской полиэтнической культуры, ареал которой совпадает с территорией государства германского племени готов в Северном Причерноморье. Вероятно, южные племена киевской культуры попали в политическую зависимость от готских королей.

Вопрос 3. Феномен черняховской культуры (конец II – начало V в н. э.).

Выдающуюся роль в истории поздней античности и раннего средневековья сыграли готы – германоязычный народ, происходивший с территории Скандинавского полуострова.

Вынужденные покинуть родные земли, готы пересекли Балтийское море и поселились в Прибалтике и низовьях Вислы. В конце II в. готы, возможно под натиском славян, двинулись с балтийского побережья на юг – в глубь континента. В первой половине III в. готы вышли в Северное Причерноморье. Готам удалось нанести поражение господствовавшим в регионе сарматам и подчинить своей власти разноплеменное население этих земель.

В III в. готы обрушились на северо-восточные провинции Римской империи – начались так называемые готские войны. Затем между готами и Римом установились мирные отношения. Сложились торгово-экономические связи. Готы и подвластные им варварские народы Восточной Европы начали испытывать заметное влияние римской цивилизации.

Археологи отождествляют область господства готов с ареалом черняховской археологической культуры, простиравшимся на лесостепную и степную зоны Правобережной Украины, лесостепь левобережья Днепра, Молдавию, левобережье Нижнего Дуная, часть Румынии и часть Юго-Восточной Польши. Носителями черняховской культуры являлись разноэтнические племена, в политическом отношении подчинявшиеся готам. Среди этнических слагаемых черняховской культуры и германцы – готы, и потомки ираноязычных сармат и скифов, по-видимому среди черняховцев присутствовала и славянская этническая компонента. Какую долю в населении черняховской культуры составляли славяне – остается неизвестным.

Для черняховской культуры характерно большое разнообразие типов жилищ. Это и полуземлянки, и глинобитные наземные постройки, и каменные сооружения. По мнению археологов, разнотипность жилищ черняховской культуры – доказательство ее полиэтнического характера.

Важнейшей отраслью хозяйства черняховцев являлось земледелие. Из злаков наибольшее распространение получила пшеница- двузернянка, выращивали и другие ее виды: однозернянку, спельту, карликовую пшеницу. Реже выращивали ячмень, просо, овес, рожь. Из огородных и технических культур выращивали горох, чечевицу, коноплю. Большое значение играло и скотоводство. Разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей. Выращивали кур. Содержали собак, кошек. А вот роль охоты в добыче пропитания и сырья была невелика.

Влияние античной цивилизации способствовало повышению технического уровня черняховского ремесла. На поселениях черняховцев большое распространение получила керамическая посуда, изготавливавшаяся специалистами-ремесленниками с применением гончарного круга. Для черняховской культуры характерен и высокий уровень металлургии. Археологами найдено значительное число железных наральников, топоры, тесла, стамески, скобели, сверла. Обнаружен и токарный резец. Черняховское население широко использовало железные ножи, шилья, проколки, ножницы, рыболовные крючки. Оружие известно по небольшому числу находок. Это мечи, кинжалы, наконечники дротиков, стрел и копий, боевые топоры.

Период расцвета черняховской культуры приходится на вторую половину III – IV вв. Раннесредневековый историк Иордан (VI в.) написал замечательный труд, повествующий об истории готов и их королевствах в Северном Причерноморье – «О происхождении и деяниях гетов» («Гетика»). Сведения Иордана позволяют сделать вывод о существовании у готов государственности. Иордан называет имена готских королей. Вершины могущества готы достигли при короле Германарихе из династии Амалов.

Среди племен, подчиненных Германариху, Иордан упоминает финно-угорские племена: чудь, весь, мерю, мордву. Многие племена, перечисленные Иорданом, в других источниках не упоминаются, – их этническая принадлежность, ареал расселения, да и сам факт их существования остаются под вопросом. Зато Иордан недвусмысленно упоминает венетов – славян, подчинившихся власти Германариха. Подвластными готскому королю Иордан называет и отдаленное от Причерноморья финно-угорское племя эстов. Перечисляя подчиненные Германариху земли, Иордан, по мнению современных историков, значительно преувеличивает могущество готской державы. Однако, судя по археологическим источникам, от готов, безусловно зависели некоторые славянские, финно-угорские и, возможно, балтские племена.

Имена

Гай Плиний Секунд Старший – римский ученый. В его сочинении «Естественная история» содержится наиболее раннее упоминание о славянах.

Публий Корнелий Тацит – римский историк. Оставил краткое описание славян.

Вопросы и задания

Вопрос 1. Какие римские авторы оставили наиболее ранние сообщения о славянах? Каким именем они называли славян?

Вопрос 2. С какими трудностями сталкиваются археологи при изучении древних народов?

Вопрос 3. Какие территории считаются прародиной славян?

Вопрос 4. Какие археологические культуры можно отнести к праславянским?

Вопрос 5. За счет какой отрасли хозяйства существовали славяне в глубокой древности?

Вопрос 6. На языке какой группы индоевропейской языковой семьи говорили готы?

Вопрос 7. Какая археологическая культура совпадает с ареалом расселения готов в Северном Причерноморье?

Вопрос 8. Какие отношения сложились у готов с Римской империей?

Вопрос 9. Какие народы, судя по сообщению историка Иордана, подчинялись готскому королю Германариху?