Глава 1. О том, что нужно знать, приступая к изучению истории

Вопрос 1. О том, почему история постоянно изменяется.

Многие укоряют историю за отсутствие четких критериев, позволяющих однозначно и навсегда интерпретировать то или иное событие. Но такие обвинения совершенно необоснованны. История – это наше понимание прошлого, а не само прошлое. И невозможно представить положение, когда все люди согласятся с одной оценкой какого-либо сложного исторического события. Нередко можно наблюдать, как человек у одних вызывает чувство приязни, желание заручиться его дружбой, а у других, напротив, – отторжение и неприязнь! Что же говорить о сложных исторических явлениях!

Историки пытаются скрупулезно реставрировать прошлое, но, даже если им удается собрать богатый фактический материал о каком-либо событии, они не всегда сходятся в его оценках. История накопила много сведений об эпохе правления Петра I (1682–1725). Возможно, историки, специалисты по XVII–XVIII вв., знают об этом времени даже больше, чем современники императора. Они изучили миллионы документов и других источников, не раз представили себе логическую цепочку причин и следствий всего многообразия событий петровской эпохи. Но это не значит, что они пришли к одним и тем же выводам!

Как оценить деятельность Петра? Его реформы способствовали усилению мощи российского государства, но они же очень дорого стоили народу. Высокие налоги, рекрутские наборы в армию, огромные людские потери войнах, произвол властей – это оборотная сторона блестящих достижений царя-преобразователя. Проведенная Петром европеизация российского дворянства, с одной стороны, способствовала вовлечению страны в прогресс мировой культуры, но, с другой, создала из дворян слой людей, значительно оторвавшийся по своему культурному облику от остального народа.

Как оценить события даже недавнего прошлого? Как прийти к единой точке зрения? Как, например, оценить деятельность Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем президента СССР М.С. Горбачева? Одни скажут, что он предоставил обществу свободу, избавил его от пут тоталитарной идеологии, способствовал разрядке в международных отношениях; другие – что его политика привела к развалу экономики и краху СССР. Кто же прав? Даже у специалистов могут быть на этот счет существенно различающиеся точки зрения. И это нормально!

Призывы ряда политических деятелей к созданию раз и навсегда зафиксированной истории России – совершенная нелепость! Они противоречат здравому смыслу. Они, даже более, откровенная провокация. По сути, такие политики призывают к установлению единообразия в мышлении. Но его можно установить лишь насильственно, заставив несогласных замолчать. Жесточайший контроль над исторической наукой, осуществлявшийся властями в советские времена, не принес блага ни самой науке, ни обществу, лишенному возможности познакомиться с альтернативными точками зрения на историческое прошлое и, соответственно, на свою настоящую жизнь.

История – это постоянные споры, борьба разных точек зрения, симпатий, предубеждений, история – отражение всей сложности и многообразия человеческого бытия.

Вопрос 2. О том, как историки изучают прошлое. Исторические источники.

Задача историка как ученого оперировать фактами, доказывать свою точку зрения. Историк обязан делать выводы, исключительно опираясь на исторические источники, избегать необоснованных утверждений.

Исторические источники – это все непосредственно отражающее исторический процесс и позволяющее изучать прошлое человеческого общества. Изучением источников занимается вспомогательная историческая дисциплина – источниковедение. Источники делятся на несколько видов. Письменные источники – рукописные и печатные, представляют наибольшую ценность для историка. Это законодательные памятники, дипломатические документы, исторические, географические и литературные сочинения, письма и. т. д.

Для истории средневековой Руси, например, особое значение имеют летописи. Они записывались с XI по XVII вв. и содержат огромный массив уникальных сведений, позволяющих историкам с определенной долей достоверности реконструировать древнейшую историю нашей страны. Большая часть информации о Древнерусском государстве, об истории Руси в татаро-монгольский период извлечена из русских летописей.

Вещественные источники – предметы материальной культуры. Они изучаются археологией, историей культуры. В качестве вещественного источника выступают здания, предметы быта, орудия труда, украшения и проч. Изучая, главным образом, вещественные источники, археология дает важную информацию о расселении народов в древности, об их обычаях, хозяйстве, религиозных представлениях. Но вещественные источники дают мало информации о политических и военных событиях, поэтому историкам так трудно изучать прошлое народов, существовавших в дописьменный период.

Этнографические источники предоставляют интересные сведения о быте, обычаях, мировоззрении людей. Этнография – это наука о народах. Этнографические источники внесли неоценимый вклад в изучение древнейшего прошлого человечества. В XVIII–XIX вв., когда историческая наука уже достаточно разработала научный аппарат и методы исследования, в отдаленных уголках земли еще сохранялись в нетронутом состоянии народы, находившиеся на уровне развития, на котором население Европы и Азии было несколько тысяч лет назад. Изучая культуру таких народов, этнографы и историки собрали сведения, позволившие им намного лучше понять обычаи, мировоззрение, религию человечества в глубокой древности.

Интересные сведения нередко доносят и устные источники. Это былины, сказания, песни, это и рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне.

В XIX–XX вв. сформировалась новая группа источников: кино-фото материалы, электронные данные. В будущем, по мере накопления таких источников, их значение для науки будет неуклонно возрастать. Кино-фото материалы предоставляют замечательную возможность почувствовать прошлое как зрительный образ.

Потенциал электронных источников еще мало изучен, но, судя по всему, он огромен. Только представьте, какой прекрасный материал для историка будущего дадут архивные данные с записями базы данных социальной сети «ВКонтакте». Мысли, оценки, предпочтения, страхи огромной массы людей, воплощенные в гигантские массивы хорошо структурированной информации, да еще в форме, изначально пригодной для автоматизированной обработки! Это ли не мечта историка!

Вопрос 3. О вспомогательных исторических дисциплинах и специальных исторических науках.

Методику и технику исторических исследований разрабатывают вспомогательные исторические дисциплины.

Среди них ключевое значение имеет источниковедение – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся приемами и методами изучения исторических источников.

Историческая хронология изучает способы и системы измерения времени, приемы определения точных дат исторических событий.

Историческая метрология – изучает все многообразие существовавших на протяжении долгой истории человечества мер и весов, разрабатывает методики перевода значений мер и весов из одной системы в другую.

Генеалогия – исследует родословные. Без генеалогических таблиц, подчас, почти невозможно разобраться в перипетиях династической борьбы и усобиц эпохи средневековья.

Палеография – изучает историю письма, выявляет и исследует закономерности развития его графических форм. Нередко исторические документы удается датировать именно благодаря палеографическому анализу. Например, на Руси с течением времени менялись не только правила правописания, но и манера написания буквенных и цифровых символов. Это позволяет установить время написания документа, а иногда даже регион, откуда он происходит.

Археография – изучает историю публикаций письменных источников, организацию публикаторской работы. Археографы занимаются подготовкой источников к печати.

Геральдика занимается гербами, сфрагистика – изучает печати, нумизматика – монеты, медали, ордена, топонимика – историю географических названий.

Кроме вспомогательных исторических дисциплин выделяются специальные исторические науки. Археология – специальная историческая наука, занимающаяся поиском и изучением вещественных источников, реконструкцией на основе их анализа прошлого человеческого общества. Особенно велико значение археологии для исследования дописьменной эпохи.

Историческая этнография – наука, изучающая народы – этносы. Этнография дает богатый материал об обычаях, традициях, верованиях, культуре народов.

Вопрос 4. О том, как определять век. Основы хронологии.

Рассказывая об исторических событиях часто вместо точных дат называют век. Например, говорят «Александр III правил в XIX в.». Нередко студенты совершают досадные ошибки при определении века. Помните! Если дата состоит из четырех цифр, то необходимо к первым двум прибавить единицу. Например, Полтавская битва произошла в 1709 г. Чтобы узнать век, необходимо к 17 прибавить 1. Получится, что Полтавская битва произошла в XVIII в. Иван Грозный венчался на царство в 1547 г., 15 + 1 = 16. Следовательно, Иван принял царский титул в XVI в. Если дата состоит из трех цифр, единицу следует прибавлять к первой цифре. Например, церковь считает, что крещение Руси произошло в 988 г., 9 + 1 = 10. Следовательно, крещение Руси произошло в X в.

Существует только одно исключение из этого правила: к первым цифрам дат, заканчивающихся двумя нолями, единица не прибавляется! Например, 1900 г. относится к XIX в., а 1500 г. – к XV в.

Хронология – очень непростая наука. Привычный нам способ отсчета времени от рождения Иисуса Христа по григорианскому календарю, принятый сегодня в качестве международного стандарта, существовал не всегда. На протяжении долгой истории человечества использовалось огромное число способов отсчета времени.

Во-первых, за начальную точку отсчета принимались различные даты, отсюда существовало множество эр. В Древней Греции широко использовалась эра от первой Олимпиады. Точкой отсчета этой эры служило 1 июля 776 г. до н. э. – дата первых Олимпийских игр. В Римской империи эру отсчитывали от легендарной даты основания Рима – 21 апреля 753 г. до н. э. В Византийской империи за точку отсчета было принято 1 сентября 5508 г. до н. э. Византийские богословы считали что в этот день Господь сотворил мир, поэтому византийскую эру называют эрой «от сотворения мира». В странах ислама до сих пор используется эра от хиджры. За точку отсчета этой эры принято переселение (по-арабски –«хиджра») основателя религии пророка Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г.

Во-вторых, существовало огромное количество календарей – лунных, солнечных, лунно-солнечных и др. Календарные системы существенно различались по числу месяцев в году, по количеству дней в месяце. Счет дней тоже велся по-разному.

В 46 г. до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь осуществил важную календарную реформу. К ее подготовке Цезарь привлек выдающегося египетского астронома Созигена. Взяв за основу египетский календарь, Созиген разработал новый, отличавшийся большим удобством и точностью. В календаре Созигена три года имели по 365 дней, а четвертый, сейчас его называют високосным, насчитывал 366 дней. Началом года считалось 1 января. Кстати, названия месяцев в современном русском языке происходят от латинских. По родовому имени диктатора календарь стали называть юлианским.

Несмотря на большую точность юлианского календаря – календарный год был всего на 11 минут 23,9 секунды длиннее астрономического, за 128 лет накапливалась погрешность в целые сутки. К XVI веку она составляла уже 10 дней. Римский папа Григорий XIII решился на календарную реформу. Папской буллой с 24 февраля 1582 г. вводился новый календарь. Его принято называть григорианским. Он основан на юлианском календаре, но более точный. Погрешность в одни сутки в этом календаре накапливается только за 4000 лет. Сейчас григорианский календарь используется повсеместно. Ваш смартфон, рассчитывая даты и дни недели, использует принципы григорианского календаря.

Распространенную в Римской империи эру от основания города в III в. потеснила эра императора Диоклетиана, отсчитывавшаяся от 29 августа 284 г. – даты начала правления императора.

В IV в. государственной религией империи стало христианство. В VI в., уже после падения Западной Римской империи, монах Дионисий Малый путем сложных и, по видимому, не совсем точных вычислений, определил дату рождения Иисуса Христа и предложил эру «от Рождества Христова». Постепенно она завоевала популярность в странах Западной Европы, откуда уже в новое время распространилась по всему миру. На письме для сокращения эту эру обозначают «Р. Х.» или «от Р. Х.». На латинском языке –«Anno Domini» («год господа») или «A. D.». В России обычно используют светское название «новая эра» или «наша эра», сокращенно – «н. э.». Надпись «44 г. до н. э.» обозначает, что событие (убийство Гая Цезаря) произошло в 44 году до новой (нашей) эры.

В средневековой Руси использовался византийский календарь, являвшийся вариантом юлианского календаря. Начало эры византийцы отсчитывали от «сотворения мира» (5508 г. до н. э.). Византийский календарь проник на Русь вместе с христианством, принятым от греков князем Владимиром Святославичем (980–1015) в 988 г.

С конца X в. византийцы начинали год с 1 сентября. На Руси же год отсчитывали с марта. Только с конца XV в. год на Руси стали отсчитывать по-византийски – с 1 сентября.

Перевод дат древнерусских летописей на современное летоисчисление далеко непростая задача. Зачастую, например, если нет сведений о точном времени события, включая месяц, точный перевод вообще невозможен. Летописные даты лучше не переводить на современное летоисчисление самостоятельно, лучше обращаться к специальным справочникам.

В 1699 г. Петр I издал указ о переходе на эру «от Рождества Христова», принятую в европейских странах, и переносе начала года с 1 сентября на 1 января. Календарь же по прежнему оставался юлианским.

В Европе большинство стран пользовалось григорианским календарем. Разница между юлианским и григорианским календарями в XIX в. составляла уже 12 дней, а в XX в. – 13 дней. Это создавало большие неудобства – чтобы узнать число в Европе, приходилось производить вычисления. В исторических трудах, посвященных вопросам внешней политики России в XVIII – нач. XX вв., для удобства читателей принято каждое событие отмечать двумя датами: по юлианскому (использовавшемуся в России) и григорианскому календарям. Россия перешла на григорианский календарь только при большевиках в 1918 г. Декретом Совнаркома, подписанным Лениным, было приказано считать 1 февраля 1918 г. по юлианскому календарю 14 февраля по григорианскому.

Вопрос 5. О языке и этносах. Классификация языков.

Одной из самых стабильных, фундаментальных форм объединения людей является народ (этнос) – исторически сложившаяся устойчивая межпоколенная общность, обладающая стабильными особенностями культуры и менталитета, общим языком, осознающая свое единство и отличия от других подобных общностей. Народ – одно из ключевых понятий исторической науки. Не стоит путать народ с государством – политической организацией общества. Народы существовали еще в догосударственную эпоху, в рамках племенной организации. И сейчас многие народы не имеют национальной государственности и существуют в рамках многонациональных государств.

Изучение народов в их хронологическом развитии – одна из важнейших задач исторической науки. Учебники и монографии пестрят этнонимами: русские, англичане, турки... Это факт – история национально ориентирована: она изучает прошлое в большой степени посредством изучения национальных историй.

Большой вклад в изучение народов внесла лингвистика – наука о языках. Народов не одна тысяча, разобраться в сложном переплетении их взаимоотношений подчас очень трудно. Народы зарождаются, развиваются, смешиваются с другими народами, гибнут. Ученые давно обратили внимание на существование генетических (родственных) связей между народами. Главным критерием для определения степени родства народов считается языковая близость. Например, русские, украинцы, белорусы генетически связаны, на это, в первую очередь, указывает родство их языков, развившихся из единой основы – восточнославянского древнерусского языка.

Русский язык имеет черты отдаленного сходства с хинди, с итальянским, персидским, немало слов, имеющих схожее звучание с русскими, обнаруживается в английском языке. Например, «mother» и «мать», «brother» и «брат», «river» и «река». Слово «компьютер» не стоит включать в этот список – это современное заимствование из английского. Генетическая близость русского и английского языков не столь велика, как русского и украинского. Русский относится к славянским языкам, а английский – к германским. Но и славянские, и германские, и многие другие европейские языки относятся к индоевропейской языковой семье – отсюда их родство и сходство. Генетическая близость народов указывает на существование у них общего предка, на родство их культур, способов материального производства, мировоззрения, позволяет сделать вывод об общности на определенном этапе их исторических судеб.

Изыскания лингвистов имеют важное значение для историков, особенно занимающихся древностью и средневековьем. Лингвисты не только установили существование родственных связей между народами, но и во многих случаях указали на степень их родства, реконструировали некоторые мертвые языки, расшифровали сделанные на них надписи.

Лингвисты составили несколько классификаций языков. Классификация – распределение объектов по группам на основании одного или нескольких признаков. При многошаговой классификации, объекты, отобранные в одну из групп, могут быть в свою очередь классифицированы с выделением подгрупп и т. д.

Языки классифицируют по разным основаниям. Их, например, можно разделить на живые – развивающиеся, и мертвые – которые завершили развитие, не пополняются новыми словами, оборотами и т. д. Существует и типологическая классификация языков, основывающаяся на сходстве черт языковой структуры. Но для историка главный интерес представляет генеалогическая классификация языков, основывающаяся на признаке родства, то есть общего происхождения из предполагаемого языка-основы.

На верхнем уровне генеалогической классификации выделяются языковые семьи – крупные общности языков: индоевропейская языковая семья, алтайская, уральская, китайско-тибетская, афразийская и др. (всего около тринадцати). Внутри языковых семей выделяются группы, в свою очередь подразделяющиеся на подгруппы языков. Например, русский язык относится к восточнославянской подгруппе, славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Индоевропейская семья языков – одна из самых крупных. Индоевропейцы – этнолингвистическая общность, сформировавшаяся около IV тыс. до н. э. Сами индоевропейцы себя так не называли – это условное название, принятое для обозначения этого народа современными учеными. Единого мнения относительно прародины индоевропейцев в науке не сложилось. Одни специалисты считают, что индоевропейцы зародились в Восточной и Центральной Европе, другие, что они происходят с Балканского полуострова, третьи – с полуострова Малая Азия.

В начале III тыс. до н. э. индоевропейцы распространились по степным пространствам Западной и Центральной Евразии (юг Украины, юг Российской Федерации, степи Средней Азии). Расселению индоевропейцев способствовало приручение ими лошади и изобретение колесниц.

Во II тыс. до н. э. поднимается новая волна миграций индоевропейских племен. Часть из них – арии, постепенно заселяют огромные пространства Ирана и Индии. Другие распространяются по Европе. Индоевропейцы вторгаются на Ближний Восток, держатся в Малой Азии (современная Турция). Расселение индоевропейцев на огромных пространствах Евразии способствовало усилению их обособленности друг от друга и, как следствие, формированию на основе диалектов индоевропейского языка новых языков и языковых общностей.

В индоевропейской языковой семье выделяются индийская группа языков (хинди, санскрит, цыганский и др.); иранская группа языков (персидский, таджикский, курдский, осетинский, мертвый скифский и др.); кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский и ряд мертвых языков); романская группа (мертвый латинский язык – официальный язык Римской империи, сформировавшиеся на основе латинского итальянский, испанский, португальский, французский, румынский языки); балтийская группа (литовский, латышский и ряд мертвых языков, например, прусский); славянская группа (в ней выделяют южнославянскую подгруппу языков – это болгарский, сербский, хорватский и др.; западнославянскую подгруппу – чешский, словацкий, польский языки; восточнославянскую подгруппу – русский, украинский, белорусский языки).

Индоевропейская языковая семья объединяет языки народов, проживающих на огромных расстояниях друг от друга. Все современные европейские языки, за единичными исключениями, относятся к индоевропейской семье, но к ней принадлежит и хинди (официальный язык в Индии), санскрит, персидский, таджикский и другие языки. В новое время, начиная с эпохи Великих географических открытий, индоевропейские языки распространились в Америку (английский, испанский, португальский), Австралию и Новую Зеландию (английский), Сибирь (русский) и другие регионы Земного шара.

Алтайская языковая семья. Народы, говорящие на языках этой семьи, проживают на территории России и в соседних государствах. Формирование языков алтайской семьи происходило в центральноазиатском регионе. В алтайской семье выделяют три группы языков: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Народы, говорящие на языках тюркской группы алтайской языковой семьи – тюрки, в первом тысячелетии нашей эры завоевали господствующее положение в Великой Степи – огромном ландшафтно-климатическом регионе, пересекающем Евразию с Запада на Восток от Дуная до Тихого океана. Для тюркоязычных народов вплоть до нового времени был характерен кочевой образ жизни. Основу их хозяйства составляло скотоводство.

К тюркским языкам относятся турецкий, туркменский, узбекский, киргизский, казахский, азербайджанский, языки казанских и крымских татар, башкирский, чувашский и др. Среди мертвых тюркских языков булгарский, хазарский, печенежский, половецкий и др. языки. Тюркоязычные народы сыграли важную роль в истории России, участвовали в этногенезе русского народа.

К языкам монгольской группы алтайской языковой семьи относятся монгольский, бурятский, калмыцкий и др. языки. К языкам тунгусо-маньчжурской – маньчжурский, эвенкийский и др.

Уральская языковая семья. Народы уральской языковой семьи сформировались в суровых условиях северо-восточной Европы, Урала и севера Восточной Сибири. Холодный климат не позволял вести интенсивное хозяйство, они занимались охотой, а в южной части своего ареала скотоводством. Земледелие у этих народов долгое время не имело решающего значения.

За счет ограниченных ресурсов Севера не могло существовать большое население, отсюда относительно низкая численность говорящих на языках уральской языковой семьи. В ней выделяют две группы: финно-угорскую и самодийскую. К финно-угорским языкам относятся финский, карельский, эстонский, мордовские и марийские языки, удмуртский и языки коми, венгерский язык и др. К самодийской – ненецкий, нганасанский и др.

Финно-угорские народы активно участвовали в этногенезе русского народа посредством слияния со славянским населением.

Даты, которые необходимо знать

14 февраля 1918 – Переход России с юлианского на григорианский календарь.

Имена

Гай Юлий Цезарь – римский диктатор. Осуществил реформу римского календаря.

Созиген – египетский астроном, создатель юлианского календаря.

Вопросы и задания

Вопрос 1. Что такое исторические источники? Какие существуют виды источников?

Вопрос 2. Какие существуют вспомогательные исторические дисциплины? Чем они занимаются?

Вопрос 3. Как узнать, к какому веку относится дата? Например, 862 г., 1015 г., 1800 г., 1462 г.?

Вопрос 4. Какие эры использовались для отсчета времени? Назовите 3–4 эры.

Вопрос 5. Какой календарь является сегодня международным?

Вопрос 6. Какие проблемы привели к отказу от юлианского календаря? Когда в России отказались от его использования?

Вопрос 7. Почему даты русских летописей трудно переводить на современное летоисчисление?

Вопрос 8. Каким образом легко доказать генетическую близость русского и английского языков?

Вопрос 9. Какие языки относятся к индоевропейской языковой семье? Приведите 5–6 примеров.

Вопрос 10. Почему индоевропейские языки широко распространены по всей планете?

Вопрос 11. Какие языки относятся к индийской группе индоевропейской языковой семьи?

Вопрос 12. Какие языки относятся к иранской группе индоевропейской языковой семьи?

Вопрос 13. Какие языки относятся к романской группе индоевропейской языковой семьи?

Вопрос 14. Какие языки относятся к германской группе индоевропейской языковой семьи?

Вопрос 15. На какие подгруппы делится группа славянских языков индоевропейской языковой семьи? Приведите в пример по 2–3 языка для каждой подгруппы.

Вопрос 16. Какие современные народы говорят на языках тюркской подгруппы алтайской языковой семьи?

Вопрос 17. Какие тюркские языки существовали в древности?

Вопрос 18. Какой образ жизни был характерен для тюркоязычных народов? Почему?

Вопрос 19. Какие современные народы говорят на языках финно-угорской подгруппы уральской языковой семьи?

Вопрос 20. Почему финно-угорские народы относительно малочисленны?